vk_logo twitter_logo facebook_logo googleplus_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

#194 Операторы и ответственность

Дата публикации: 02.09.2004
Количество просмотров: 3452

А потом пришел лесник...

Опять об анлимите.

Однако после пары десятков бесед по ICQ и mail стало понятно, что проблема более серьезна, чем казалось на первый взгляд. Да, сети могут предложить сравнимую цену, и их аплинки "подвинутся" (а куда им деваться?). Пусть не $20, а $25, и на 128к, а на 160. Или просто еще опустить стоимость мегабайта... Это, в общем, не слишком принципиально.

Хуже другое. Во-первых, монополист проснулся. Судя по масштабу рекламы и ценам - экономика тут и рядом не валялась, это уже политика. Руководством "МТУ-Интел" взят курс на стратегическое вытеснение домашних сетей с рынка. Без всяких "послойных" моделей извлечения максимума прибыли. Любой ценой, под угрозой полной потери своей ниши "АДСЛ до квартиры". Не хватит для этого $20 за 160к (и слогана "меняйте провайдера") - будет $10 за 64к, $5 за 5 гигабайт или что-либо подобное.

Поэтому первый вывод - бороться только ценой, в лоб, бессмысленно. Когда стоимость падает менее, чем реально готов тратить абонент (а $20 для Москвы уже мало) - нужно привлекать качеством и дополнительными сервисами. У серьезных Ethernet-провайдеров тут есть неплохие шансы. Но об этом много писалось ранее, и повторяться не стоит.

В конце концов, инерция рынка колоссальна, большинство абонентов не склонно к переменам, и в количественном плане перевес сетей пока неоспорим. Немного грамотного PR в дискредитацию Стрима (а провалы в качестве этой услуги будут обязательно), удачное позиционирование (не факт что дешевая услуга будет более престижна), укрупнение бизнеса (появление сетей, хотя бы сопоставимых со Стримом по размерам), сервисы... И статус кво будет более-менее сохранен.

Но есть и более серьезное "во-вторых". Оказалось, что по крайней мере у некоторых сетей среднего размера прямые затраты на трафик (или канал) составляют около 1/3 себестоимости услуги. Остальные 2/3 - техобслуживание, модернизация, амортизация, офисы, взятки... А это просто огромная доля. Если пересчитать в цифрах - то на абонента только от нее "падает" $3-5, и эта доля не может быть уменьшена внешними факторами.

Более того - сети долгое время развивались экстенсивно. Т.е. простым делением, включая отдельный аплинк, техплощадку, копирование части оргструктуры. На сверхприбыли (это слово придется произнести) прошлых лет клонировалась далеко не самая эффективная модель. И сейчас рост сетей вовсе не вызывает уменьшение издержек. Как бы не наоборот...

И вот это уже - медленный, но верный путь в тупик, в беспросветную маргинализацию "распила" Стрима на соседей по лестничной площадке.

Хочу обратить внимание - это не проблема технологии как таковой, а трудности ее применения некоторыми (но далеко не всеми) участниками рынка. Многие, а возможно и большинство, все же успели создать свою магистральную инфраструктуру, что дает объективные предпосылки для равной борьбы с любым конкурентом. Если к этому, конечно, добавить эффективное управление и "красивые" технические (или маркетинговые) решения.

Таким образом, возможная программа действий должна выглядеть следующим образом -

  1. Позиционирование домашней сети как относительно дорогой, но престижной и качественной услуги. Чтобы можно было ее успешно продавать даже "дороже" демпингующего АДСЛ. Для этого нужно разрушить не мало стереотипов и избавиться даже от тени "пионерства".
  2. Кардинальное повышение эффективности управления, и снижение косвенных издержек до (хотя бы) 30-40%. И это с повышением качества. Возможно, для этого в сети должно прийти новое "поколение" управленцев-менеджеров.

Задачи серьезнейшие, хорошо, если их успешно решит 25% операторов. Простого пути тут нет. Да и быть не может...

На карту поставлено уже не прибыль, а само существование домашних сетей как отрасли. Пока - в Москве. А через год-два?

Правосвязие. Операторы и ответственность.

 


III. Операторы и ответственность

Перефразируя Ленина, можно смело утверждать, что всякое государство лишь тогда чего-нибудь стоит, если оно умеет защитить себя от "деструктивных антигосударственных элементов". Тех, которые не желают исполнять установленные государством обязательные требования.

Как уже говорилось во вводной части Правосвязия, суверенитет означает право государства устанавливать на своей территории нормы права, в том числе и императивные – то есть обязательные для исполнения без всяких условий, нравятся они субъектам права или нет. Впрочем, и условные нормы права также нуждаются в охране – практика показывает стойкое нежелание несознательных субъектов исполнять действующее законодательство, если это противоречит их интересам. Что, впрочем, по-человечески вполне понятно...

Правонарушения и наказания

Государственное принуждение базируется на трех основных "китах" - исполнительное производство, уголовная ответственность и административная ответственность. Исполнительное производство не является наказанием – это лишь средство исполнения конкретного решения государственного органа. Чаще всего исполнительное производство возбуждается по решению суда, например, о принудительном взыскании долга.

При этом должника не подвергают наказанию как таковому – судебный пристав просто принудительно изымает средства у должника и передает их кредитору. Но судебный пристав облечен властью от имени государства и противодействие исполнению его обязанностей влечет административную, а то и уголовную ответственность непокорного субъекта права.

Уголовная и административная ответственность, в отличие от исполнительного производства, подразумевает именно наказание виновного лица за совершенное им правонарушение (деликт). Законодательство, в частности п. 1 ст. 3.1 КоАП, изящно определяет наказание как установленную государством меру ответственности за совершенные деликты, причем основной целью наказания декларируется именно предупреждение совершения подобных проступков в будущем. То есть опасение, а в случае уголовной ответственности – так и просто банальный страх. Именно поэтому так часто юристы говорят о необходимости обеспечения "неотвратимости наказания"...

Как уже отмечалось во Введении, различают разные деликты – уголовные преступления и административные правонарушения. Уголовная ответственность является очень серьезной мерой, даже сама судимость влечет неприятные последствия для преступника, поэтому если речь зашла о привлечении к уголовной ответственности, то без квалифицированного адвоката не обойтись, самозащита в таких делах чревата большими проблемами. По этой причине в этой статье вопросы уголовной ответственности принципиально не рассматриваются – если такая неприятность случилась, то надо немедленно обращаться к профессионалам. Пока не поздно...

Разумеется, изложить в краткой статье все аспекты привлечения к административной ответственности невозможно, поэтому ограничимся лишь основными понятиями, которые часто встречаются в практике операторской деятельности в области связи в отдельно взятой России. К сожалению, административная практика в других странах СНГ все сильнее отличается от российской, поэтому этой частью Правосвязия не стоит руководствоваться при осуществлении деятельности за пределами границ РФ.

Основные отличия преступления от административного правонарушения показаны в таблице:

ПРАВОНАРУШЕНИЯ (ДЕЛИКТЫ)
Уголовное преступление Административное правонарушение
Общественно опасное виновное деяние (то есть действие или бездействие), запрещенное и наказуемое исключительно Уголовным кодексом России (ст. 14 УК РФ). Виновное противоправное деяние, запрещенное и наказуемое согласно федеральному КоАП, либо законами субъектов Российской Федерации
Субъектом преступления могут являться только физические лица (ст. 19 УК). Субъектом преступления могут быть признаны как физические, так и юридические лица (ст. 2.1 КоАП).
При назначении наказания учитывается неоднократность преступлений (ст. 16 УК). По общему правилу, неоднократность совершения административного правонарушения не учитывается.
Различают категории преступлений: особо тяжкие, средней тяжести, тяжкие и небольшой тяжести (ст. 15 УК). Административные правонарушения не разделяются на категории по степени тяжести.
Учитывается совокупность и рецидив преступлений (ст. 16, 17 УК). Совокупность и рецидив административных правонарушений не учитываются и не имеют юридического значения.
Минимальный возраст субъекта преступления (в некоторых случаях) – 14 лет. Минимальный возраст субъекта административной ответственности – 16 лет (ст. 2.3 КоАП).
Различают оконченное и неоконченное преступление (ст. 29 – 31 УК). Административные правонарушения не различаются на оконченные и неоконченные.
Не могут быть признаны преступлением деяния, совершенные в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости, обоснованного риска, исполнении приказа и т.п. (ст. 37 – 42 УК). Административное правонарушение исключается только состоянием крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП). При этом само понятие крайней необходимости, используемое КоАП, существенно отличается от определения УК.

Необходимо различать административные правонарушения и дисциплинарные проступки, то есть нарушения норм трудового права (ст. 192 – 195 ТК РФ). Дисциплинарный проступок представляет собой виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей. При этом работника привлекает к ответственности работодатель, а не уполномоченный орган государственной власти, да и наказание определяется не только Трудовым кодексом, но и нормами внутреннего распорядка данной организации. При этом не могут применяться административные наказания – штраф, административный арест, конфискация и т.д.

К административной, так же, как и к уголовной ответственности привлекаются только виновные лица. Более подробно об этом говорилось во вводной части Правосвязия, заметим только, что отсутствие вины полностью исключает ответственность субъекта, даже если объективная сторона правонарушения наличествует в полном объеме. КоАП различает две формы вины – умышленную и неосторожную (ст. 2.2). Заметим, что к умышленной форме относится и косвенный умысел, то есть правонарушитель прямо не желает наступления вредных последствий своего деяния, однако сознательно допускает такие последствия или относится к ним безразлично. Косвенный умысел следует отличать от неосторожной формы вины.

Например, выезжая на встречную полосу, водитель предвидит возможность наступления больших неприятностей в виде лобового столкновения, однако не желает совершения ДТП (разумеется, о самоубийцах речь не идет). Это классический пример неосторожной формы вины. А вот лицо, сознательно похищающее кабель электроснабжения или связи, желает похитить кабель (прямой умысел), но не желает, хотя и безразлично допускает, перерывы в электропитании или связи (косвенный умысел).

Новацией КоАП является привлечение к административной ответственности юридических лиц (п.2 ст. 2.1 и ст. 2.10 КоАП). Разумеется, этих субъектов нельзя посадить под арест, однако вполне можно оштрафовать, применить конфискацию или возмездное изъятие. Кроме того, п. 2 той же ст. 2.1 КоАП устанавливает, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за то же правонарушение виновное физическое лицо.

Наоборот, привлечение к ответственности физического лица точно так же не исключает ответственности за то же правонарушение соответствующего юридического лица. Разумеется, обычно речь идет об ответственности должностных лиц – чаще всего руководителей и менеджеров предприятий и организаций Особенностью наказаний юридических лиц является существенно более жесткие санкции, в частности размер штрафов для юрлиц может десятикратно превышать максимальный размер штрафов для физических лиц.

Вообще, перечень видов административных наказаний четко и однозначно определен КоАП. Никакие иные виды наказаний, кроме восьми, указанных в ст. 3.2 КоАП, не могут применяться в качестве меры ответственности за административные правонарушения. Различают основные и дополнительные наказания, которые могут применяться только вместе с основными наказаниями (ст. 3.3 КоАП). При этом п. 3 ст. 3.3 устанавливает, что за одно правонарушение может быть назначено одно основное либо одно основное и одно дополнительное наказание. Дополнительные наказания не могут применяться отдельно от основных наказаний.

Виды административных наказаний (санкций)
Вид наказания Определение Основное или дополнит. Субъекты (ЮЛ, ФЛ) Примечание
1 Предупреждение Письменное официальное порицание виновного лица Основное ЮЛ, ФЛ  
2 Администрат. штраф Денежное взыскание, налагаемое на виновное лицо:
  • граждане (и лица без гражданства)- до 25 МРОТ;
  • должностные лица – до 50 МРОТ;
  • юридические лица – до 1000 МРОТ.
    Штраф также может быть назначен в сумме, кратной стоимости предмета правонарушения.
  • Основное ЮЛ, ФЛ Диапазон штрафов определяется в конкретных статьях раздела II КоАП (особенная часть). За совершение отдельных правонарушений установлены повышенные размеры штрафов
    3 Возмездное изъятие орудия или предмета правонарушения Принудительное изъятие и последующая продажа с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию Основное Дополнит. ЮЛ, ФЛ Назначается только судьей
    4 Конфискация орудия или предмета правонарушения Принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта федерации не запрещенных к гражданскому обороту вещей. Основное Дополнит. ЮЛ, ФЛ Назначается только судьей
    5 Лишение специального права, предоставленного физическому лицу Лишение физического лица специального права (то есть предоставленного специально этому лицу) за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Основное Только ФЛ Назначается только судьей на срок не менее 1 месяца, но не более 2-х лет. Пример – лишение водительских прав. Лишение юридического лица предоставленной ему лицензии не является административным наказанием.
    6 Администр. арест Содержание нарушителя в условиях изоляции от общества в течение до 15 суток. За нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до 30 суток. Основное Дополнит. Только ФЛ Назначается только судьей. Знаменитые "15 суток"...
    7 Администр. выдворение за пределы РФ Принудительное и контролируемое перемещение иностранных граждан и лиц без гражданства через Государственную границу РФ, либо контролируемый самостоятельный выезд таких лиц за пределы РФ. Основное Дополнит. Только ФЛ Не может применяться в отношении граждан России. В операторской деятельности случается редко.
    8 Дисквалификация Лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе юридического лица, управлять юридическим лицом либо осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом. Основное Только ФЛ Назначается только судьей на срок не менее 6 месяцев, но не более трех лет.

    Важнейшим условием законности привлечения любого лица к административной ответственности является соблюдение уполномоченным органом власти установленной процедуры, то есть процессуальноправовых требований КоАП. Собственно, именно процессуальные требования защищают подвластных лиц от произвольного применения различных санкций со стороны бесчисленного сонма надзорных и контрольных органов.

    Несоблюдение процессуальных требований влечет недействительность самого постановления о привлечении к ответственности (ст. 1.6 КоАП).

    Продолжение следует...

    xDSL узел.

    Зарисовка xdsl узла инетрнет-провайдера компании "Интерком", Украина. Вот эта конструкция (пентиум 166 ММХ) обслуживала сеть из 80 (!) человек.

    xdsl узел

    xdsl узел

    Черкассы, Украина.

    Анонс

     

    • Правосвязие. Государство и операторы.. Продолжение статьи из цикла "о легализации" домашних сетей Антона Богатова.

     

    • Пайка П296 с помощью спичек;
    • Industrial Ethernet;
    • Потомки RONJA;
    • Модернизация платы D-Link DWL-G520;
    • Зарисовки узлов разных провайдеров. Вечная тема;
    • Переход через железную дорогу (несколько фотографий);
    • Традиционный пункт - ссылки на интересные места Сети. Присылайте письма - они очень нужны для обзоров. Обязательно сообщайте, нужна ли Ваша подпись, ссылка, или лучше обойтись без нее;
    • В "ужастиках" - рабочее место сетевого администратора. ;-)
    От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
    Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
    /articles/reviews/16694/operatoryi-i-otvetstvennost.html

    Обсудить на форуме

    Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

    Зарегистрироваться