1. Статьи
  2. обзор
Заметки пользователей
20.08.2004 02:00
7270
0
20.08.2004 02:00
PDF
7270
0

Правосвязие. Государство и операторы (III)

Государство и операторы. Окончание.

Напоминаю, что данным выпуском продолжена серия статей Антона Богатова, посвященных правовым вопросам домашних сетей. Материал идет "параллельно" с остальными обзорами.

 


5. Создание и организация работы рабочей комиссии по приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта связи

До создания рабочей комиссии необходимо завершить все строительно-монтажные работы и провести предварительные испытания. Лучше всего, если методика приемосдаточных испытаний войдет в состав проектной документации, что исключит любые споры с представителями госсвязьнадзора по данному поводу. Если же методика испытаний разрабатывается индивидуально, то ее следует заранее согласовать с курирующим инспектором, хотя бы в устной форме.

Состав рабочей комиссии определяется заказчиком создания соответствующего объекта связи (п. 3.7 приказа 113). На самом деле, этот вопрос куда сложнее, чем кажется, ввиду наличия письма Минстроя РФ от 13.02.1996 г. № БЕ-19-4/9 «Об упорядочении процесса согласования проектов строительства», согласно которому полномочия по определению перечня согласующих организаций принадлежат органу субъекта Российской Федерации, уполномоченному в области архитектуры и строительства (различные АПУ, АПО и т.п.).

С другой стороны, нормы законодательства в области связи являются специальными по отношению к общим нормам строительства. Да и статус письма Минстроя как нормативного правового акта весьма сомнителен (не зарегистрирован Минюстом РФ). Таким образом, с юридической точки зрения право определения состава рабочей комиссии принадлежит заказчику создания объекта, который должен издать соответствующий приказ.

В состав приемочной комиссии входит представитель госсвязьнадзора (п. 3.7 приказа 113). За две-три недели до начала работы приемочной комиссии, а вообще – чем раньше, тем лучше, надо направить в территориальный орган госсвязьнадзора письмо с запросом об участии их представителя в работе комиссии. К письму желательно приложить схему организации связи, краткую пояснительную записку и перечень оборудования из спецификации проекта. Перечень оборудования особенно важен, поскольку именно это оборудование будет указано на обороте разрешения на эксплуатацию. На «бытовом» жаргоне госсвязьнадзора пояснительную записку с приложениями часто называют «предъявительской запиской».

В состав рабочей комиссии целесообразно включать представителей проектной организации, разработавшей проектную документацию, и всех подрядных организаций, выполнивших строительно-монтажные и пусконаладочные работы. Включение в состав приемочной комиссии представителей санэпиднадзора и госпожнадзора целесообразно только в тех случаях, когда необходимо согласование проектной документации с данными органами.

В частности, если проектом предусмотрена строительная подготовка помещений, особенно с их перепланировкой. К сожалению, уровень коррупции в органах СЭС и ОГПН очень высок, что зачастую не дает возможности принять в эксплуатацию объекты связи. Лучшим способом оформления взаимоотношений с СЭС и ОГПН является оформление отдельных заключений о допуске помещений к эксплуатации в качестве узлов связи до начала работы приемочной комиссии. Что касается необслуживаемых узлов связи, то оформление заключений ОГПН желательно, но мало кто из операторов реально способен получить такие заключения…

Если на объекте связи используются РЭС, необходимо письменно уведомить территориальный орган ГРЧС о предстоящем первом включении РЭС не позднее, чем за 10 дней (п. 5.3 приказа 113). При этом все необходимые измерения на РЭС производятся самим оператором, участие представителей ГРЧС в проведении измерений определяется самим территориальным органом ГРЧС на основании полученного уведомления о первом включении РЭС. Пункт 5.2 приказа 113 предоставляет соответствующему органу ГРЧС направить своего представителя для участия в работе приемочной комиссии.

Таким образом, уведомление о первом включении РЭС должно содержать запрос об участии представителей ГРЧС в проведении измерений и запрос на участие представителей ГРЧС в работе приемочной комиссии. Практика показывает, что в большинстве случаев ГРЧС отказывается от непосредственного участия в работе по наладке и приемке РЭС в составе объектов связи, однако по возможности надо постараться получить отказ в письменном виде.

До включения электропитания на оборудование узлов связи необходимо провести ряд контрольных измерений параметров электроустановки (сопротивление цепи заземления, цепи фаза-нуль и т. п.) В настоящее время лицензирование деятельности по проведению измерений электроустановок отменено вместе с изъятием у Энергонадзора полномочий лицензиара. Тем не менее, Энергонадзор осуществляет обязательную аккредитацию электроизмерительных лабораторий, и приложение соответствующим протоколам измерений аттестата аккредитации является обязательным.

Результатом работы приемочной комиссии является акт приемки рабочей комиссией законченного строительством объекта (форма КС-14), утвержденный руководителем заказчика объекта. Акт приемки утверждается руководителем заказчика при наличии подписей всех членов комиссии (п. 3.8 приказа 113). Утвержденный акт удостоверяет соответствие созданного объекта связи и утвержденной проектной документации, а также положительный результат проведенных приемосдаточных испытаний. Таким образом, акт удостоверяет техническую готовность объекта связи к использованию для предоставления услуг согласно имеющимся у оператора лицензиям.

К акту приемки должны быть приложены все протоколы измерений, испытаний (полный комплект исполнительной документации), копии лицензий оператора связи, заказчика, проектировщиков, а также всех подрядных организаций.

6. Заключение Госсвязьнадзора

Помимо участия в работе приемочной комиссии, инспектор Госсвязьнадзора проверяет выполнение оператором различных требований в области организации производственной деятельности (организационная готовность). Результатом проверки является Заключение, которое прилагается к акту приемочной комиссии (п. 5.5 приказа 113). Акт рабочей комиссии вместе с Заключением являются безусловным основанием для оформления разрешения на эксплуатацию объекта связи. Таким образом, одновременно с проверкой объекта связи, фактически проверяется и деятельность оператора связи, который этот объект будет эксплуатировать.

Вообще, приказ 113 пунктом 5.5 ограничивает предмет заключения только двумя вопросами:

  • соответствие принимаемого в эксплуатацию объекта утвержденной проектной документации;
  • соответствие услуг связи, для предоставления которых предназначен объект, имеющимся у оператора лицензиям.

Однако законодатель не принял во внимание, что проверить соответствие объекта проектной документации может только проектировщик, а вопросы соответствия функционального назначения объекта имеющимся у оператора лицензиям решаются в процессе государственной экспертизы проектной документации. Таким образом, подготовка заключения согласно формальным требованиям п. 5.5 приказа 113 становится бессмысленной формальностью.

Однако Госсвязьнадзор нашел выход из положения – при приемке объекта связи осуществляется полный или частичный контроль лицензируемой деятельности (КЛД) оператора. Если оператор впервые вводит в эксплуатацию объект связи, КЛД производится всегда в полном объеме. Таким образом, заключение Госсвязьнадзора, предусмотренное п. 5.5 приказа 113 полностью или почти полностью совпадает с заключением по результатам проведения планового или внепланового КЛД.

Подготовка заключения производится по документам, представленным оператором связи, за исключением жалоб и обращений, поступивших непосредственно в Госсвязьнадзор помимо воли оператора. Оператор представляет инспектору Госсвязьнадзора два основных документа – справку о выполнении условий действия лицензии и предъявительскую записку.

Справка о выполнении условий действия лицензии представляет собой сведения о выполнении каждого из условий действия лицензии. По каждому из пунктов лицензионных условий оператор самостоятельно делает вывод – «выполняется», «выполняется частично» или «не выполняется». К справке прилагаются копии документов из приведенного ниже перечня (пункты помечены «звездочкой»). Прилагаемые документы передаются инспектору Госсвязьнадзора в отдельной папке с оглавлением.

Предъявительская записка содержит наименование, местонахождение и банковские реквизиты оператора, номера лицензий и свидетельств о регистрации лицензиата, сведения о вводимом в эксплуатацию объектов связи – наименование местонахождение, схема организации связи и техническое описание объекта, титул проектной документации и наименование проектировщика, сведения о государственной экспертизе и утверждении проектной документации, монтированной абонентской емкости и иных параметрах вводимого в эксплуатации объекта.

Для подготовки заключения инспектору Госсвязьнадзора предоставляются следующие документы (прилагаются к справке о выполнении условий действия лицензий):

  1. *Лицензии оператора связи;
  2. *Свидетельства о регистрации лицензиата;
  3. *Акт (акты) рабочей комиссии по вводу в эксплуатацию (оригинал для подписания представителем Госсвязьнадзора – при проведении КЛД в связи с приемкой в эксплуатацию законченного строительством объекта связи);
  4. *Справка о выполнении условий лицензии – оригинал;
  5. *Предъявительская записка - оригинал;
  6. *Копии сертификатов соответствия системы сертификации «Связь» на все технические средства вводимых в эксплуатацию объектов связи;
  7. *Схема организации связи с указанием присоединяющих и присоединяемых сетей, схемы линейных сооружений;
  8. *Справка о применяемых автоматизированных системах расчетов (АСР) либо справка об отсутствии АСР (оригинал);
  9. Проектная документация и приказ (приказы) об утверждении проектной документации;
  10. *Заключения государственной экспертизы проектной документации;
  11. Оформленные ранее разрешения на эксплуатацию объектов связи данного оператора;
  12. *Перечень взаимодействующих сетей с указанием адресов точек присоединения, номеров лицензий и номеров разрешений на эксплуатацию взаимодействующих сетей в точках присоединения;
  13. Договоры присоединения сетей связи;
  14. *Копии лицензий и разрешений на эксплуатацию присоединяющих и присоединяемых сетей связи;
  15. *Технические условия на присоединение, выданные оператором присоединяющих сетей связи;
  16. Эксплуатационная документация на объекты связи;
  17. *Решения Государственной комиссии по радиочастотам и разрешения на использование полос частот для эксплуатации радиоэлектронных средств, свидетельства о регистрации РЭС. (При наличии РЭС в составе сети связи оператора или принимаемого в эксплуатацию объекта связи);
  18. *Должностные инструкции персонала;
  19. *Приказы: о назначении лиц, ответственных за электрохозяйство, о назначении рабочей комиссии по приемке законченного строительством объекта связи, об утверждении тарифов (для абонентов – физических лиц), порядке предоставления льгот, о создании аттестационной комиссии.
  20. *Заключения центра санитарно-эпидемиологического надзора;
  21. Аттестаты рабочих мест;
  22. Паспорт на заземляющее устройство, протоколы испытаний заземляющих устройств, протоколы измерений параметров электроустановок;
  23. Инструкции ТБ и охране труда;
  24. Журнал учета и содержания средств защиты (укомплектованность средствами защиты);
  25. Журналы инструктажа и проверке знаний по ТБ и охране труда (наличие у персонала удостоверений по охране труда и ТБ).
  26. *Сведения о противопожарных мероприятиях либо заключение Государственной противопожарной службы;
  27. Укомплектованность средствами оказания первой помощи (аптечки).
  28. Протоколы внутренней аттестационной комиссии;
  29. Журнал учета повреждений;
  30. Документация по метрологическому обеспечению (положение о метрологической службе, перечень и журнал и свидетельства государственной поверки приборов, договоры по метрологическому обслуживанию);
  31. *Схема энергоснабжения, однолинейная схема, акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между энергоснабжающей организацией и потребителем (если не выполнено в составе проектной документации на создание объекта связи);
  32. Содержание и эксплуатация помещения аккумуляторной и аккумуляторных батарей (батарейные журналы) – если такие помещения имеются;
  33. Работа с письмами, обращениями и жалобами пользователей услугами связи.
  34. *Статистическая отчетность;
  35. *Документы по СОРМ – согласованный с УФСБ план мероприятий по внедрению СОРМ, акт ввода ТСС СОРМ в эксплуатацию либо письмо УФСБ об отсутствии возражений против начала эксплуатации объекта связи до реализации СОРМ;
  36. *Копия платежных поручений на перевод отчислений (0,3%), если оператор оказывал услуги связи.

Примечание:

копии документов, помеченные «*» предоставляются инспектору приложением к справке о выполнении условий действия лицензии.

Все указанные выше документы необходимо хранить и постоянно обновлять, не ограничиваясь периодом приемки в эксплуатацию очередного объекта связи, поскольку Госсвязьнадзор и другие надзорные органы вправе проверить деятельность оператора в любое время.

II. Упрощенная процедура приемки в эксплуатацию объектов связи

Упрощенная процедура приемки в эксплуатацию и оформления разрешения на эксплуатацию применяется исключительно к объектам связи, перечень типов которых приведен в приложении «А» к приказу 113. С юридической точки зрения, упрощенная процедура является специальной, то есть имеющей большую юридическую силу, нежели общая, однако может применяться только в отношении объектов, прямо указанных в приложении А. Поэтому никакое расширительное толкование перечня не допускается.

Анализ приложения «А» к приказу 113 не позволяет выявить внятную логику в формировании перечня объектов связи, приемка в эксплуатацию которых производится в упрощенном порядке. Складывается впечатление, что сам перечень есть плод беспорядочных усилий лоббистов. Например, радиорелейные линии полосой пропускания до 8 Мбит/с и почему-то только на местных, следовательно – телефонных сетях подлежат упрощенной процедуре. Получается, что РРЛ производительностью 10 Мбит/с или используемые в сетях передачи данных упрощенной процедуре приемки в эксплуатацию не подлежат.

Удивительно, что все виды телематических служб подлежат упрощенной процедуре, а сети передачи данных, организованные на том же самом оборудовании, на которое оформляется то же самое разрешение на эксплуатацию, упрощенной процедуре не подлежат. Зато в упрощенном порядке принимаются в эксплуатацию все виды пунктов коллективного доступа к услугам связи, включая компьютерные клубы и интернет-кафе.

Упрощенная процедура формально предусматривает три послабления операторской жизни:

  1. Не требуется предъявление представителю Госсвязьнадзора проектной документации и заключения государственной экспертизы, а также проведение измерений и приемосдаточных испытаний;
  2. Представитель Госсвязьнадзора принимает участие в работе приемочной комиссии не по определению, а по усмотрению самого Госсвязьнадзора.
  3. Не требуется подготовка заключения Госсвязьнадзора по соответствию объекта связи проектной документации и лицензиям оператора.

Между тем, заключение Госсвязьнадзора фактически представляет собой результат КЛД, то есть оформляется практически всегда в процессе работы приемочной комиссии. Разумеется, если Госсвязьнадзор не направляет своего представителя для участия в работе приемочной комиссии, то КЛД не проводится. Однако это случается крайне редко, а в случае ввода первого сооружения – не случается никогда, поскольку надзор просто обязан провести КЛД по истечении срока, отведенного лицензией для начала оказания услуг связи. Госсвязьнадзор справедливо предпочитает «совмещать приятное с полезным» и производит КЛД одновременно с приемкой в эксплуатацию объекта связи.

Таким образом, остается одно, зато весьма существенное упрощение – отсутствие необходимости разработки и государственной экспертизы проектной документации. Действительно серьезное упрощение, учитывая стоимость проекта, экспертизы, а также затрат времени на их оформление. Создание объектов связи из перечня приложения А разрешается осуществлять не только по проектной документации, но и по спецификации и схеме соединений, утвержденной заказчиком, а также заводским инструкциям производителей оборудования, либо типовым проектам. К сожалению, первое, самое важное, упрощение в юридическом смысле более чем сомнительно:

  1. Статья 61 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (ГСК РФ) прямо указывает, что «Строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий, строений и сооружений, их частей, осуществляются на основе проектной документации – графических и текстовых материалов, определяющих объемно-планировочные, конструктивные и технические решения…» (п. 1 ст. 61 ГСК). Таким образом, строительство объекта связи без разработки проектной документации запрещено законом вне зависимости от содержания приказа 113. Иначе говоря, проектную документацию на создание объектов связи разрабатывать надо всегда.
  2. Статья ХХ Конституции Российской Федерации вообще не относит регулирование строительной деятельности к компетенции федерации или к предметам совместного ведения федерации и субъектов федерации. Федеральные органы исполнительной власти не вправе регулировать деятельность по строительству объектов связи, за исключением особенностей их функционального устройства.

Таким образом, основное упрощение, предоставленное операторам при приемке объектов из перечня приложения А к приказу 113, сводится к отсутствию необходимости государственной экспертизы проектной документации, поскольку разработка проектной документации обязательна по закону. Все остальные требования к операторам связи, предъявляемые при приемке в эксплуатацию объектов связи, остаются неизменными.

Разумеется, при использовании упрощенной процедуры, не требуется предъявлять инспектору Госсвязьнадзора утвержденную проектную документацию – проверка ее наличия в этом случае в компетенцию инспектора не входит. В то же время, проверка, проводимая налоговой службой или иными надзорными органами, вполне может привести к плачевным для оператора результатам, вроде доначисления налогов (по выбору ИМНС – на имущество, НДС или налога на прибыль), проблем с Госархстройнадзором, Энергонадзором, Госсанэпиднадзором и т.п. Проблемы также возникнут в случае необходимости установления собственника сооружений связи для судебных или следственных органов.

Впрочем, если оператор решает только текущую задачу оформления разрешения на эксплуатацию объекта связи, то приложение «А» - неплохое подспорье. Приемка в эксплуатацию таких объектов потребует от оператора предъявить инспектору Госсвязьнадзора один из следующих документов взамен проектной документации:

  • типовой проект с привязкой к конкретному объекту. К сожалению, до настоящего времени не выпущено ни одного нормативного документа, регламентирующего порядок типового проектирования. Формально действуют еще советские нормы, согласно которым заказчиком типового проекта может являться … министерство или ведомство. Ясно одно, постановление Правительства от 27.12.2000 г. №1008 пунктом 10(г) устанавливает обязательную государственную экспертизу в ГУ Главгосэкспертиза типовых (базовых) проектов, предназначенных для массового применения;
  • заводские инструкции производителя оборудования, а также утвержденные руководителем оператора схему соединений и спецификацию объекта. В спецификации указывается назначение объекта, основные технические характеристики объекта (монтированная емкость, пропускная способность и т.п.), перечень оборудования, входящего в состав объекта, условия эксплуатации аппаратуры. По сути, спецификация представляет собой общую пояснительную записку из рабочего проекта.

Все остальные документы, за исключением проектной документации и заключения государственной экспертизы должны соответствовать общей процедуре.

Государство и операторы: инженерная бюрократия

Легальное предоставление услуг связи, легальная операторская деятельность представляет собой ни что иное, как документарное обеспечение всех направлений работы оператора. Государство в лице надзорных и контрольных инстанций, имя которым – даже не легион, а целая армия, требует одно: на каждый вопрос инспектора оператор должен предоставить документ.

Желательно, чтобы этот документ соответствовал каким-нибудь нормативным актам, однако поскольку полностью выполнить предписания законодателя невозможно, надо представить документ, хотя бы внешне похожий на искомое. Если оператор оказывается не в состоянии предоставить никакого документа, решение надзорного органа практически предрешено: повинен наказанию. Причем строгость наказания определяется количеством имеющихся в распоряжении оператора бумаг.

Наивно полагать, будто главные сложности ожидают легального оператора в области взаимоотношений с Госсвязьнадзором. При всей трудоемкости процедуры приемки в эксплуатацию объектов связи, Госсвязьнадзор часто идет навстречу операторам, понимая специфику деятельности в области связи.

Общаться с местными монополистами, ЖКХ, ТСЖ и ГУП ДЕЗ, пожарниками, СЭС, муниципальными и региональными властями еще сложнее, учитывая постоянный характер взаимодействия. Но общий принцип всегда один и тот же: ее величество Бумага. И каждый оператор, который решил несмотря на все тернии, легализоваться и попытаться привлечь инвестиции в свою деятельность должен позаботиться о создании документальной основы своего бизнеса.

Продолжение следует...

Анонс

 

  • Правосвязие. Операторы и ответственность. Новая статья из цикла "о легализации" домашних сетей Антона Богатова.

 

  • Сервис в домашних сетях;
  • Как снимают телевизионный сигнал с П-296;
  • Зарисовки узлов разных провайдеров (в основном стойки). Вечная тема;
  • Переход через железную дорогу (несколько фотографий);
  • Традиционный пункт - ссылки на интересные места Сети. Присылайте письма - они очень нужны для обзоров. Обязательно сообщайте, нужна ли Ваша подпись, ссылка, или лучше обойтись без нее;
  • В "ужастиках" - админы вешаются... ;-)
0 комментариев
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи