1. Статьи
  2. обзор
Заметки пользователей
09.08.2004 02:00
5970
0
09.08.2004 02:00
PDF
5970
0

Правосвязие. Государство и операторы (II)

Государство и операторы. Продолжение.

Напоминаю, что данным выпуском продолжена серия статей Антона Богатова, посвященных правовым вопросам домашних сетей. Материал идет "параллельно" с остальными обзорами.

 


Приказом Минсвязи от 22.07.2003 г. № 96 утверждено Положение о государственной экспертизе предпроектной и проектной документации Министерства РФ по связи и информатизации. Пункт 2.3 положения предусматривает, что «Государственной экспертизе Минсвязи России подлежит предпроектная и проектная документация на строительство объектов информатизации, почтовой и электрической связи сети связи общего пользования, независимо от источников финансирования, за исключением объектов, отнесенных к компетенции Главгосэкспертизы России…».

Таким образом, государственной экспертизе подлежит вся без исключения проектная документация на создание объектов в области связи. Это, в свою очередь, означает, что руководитель оператора связи или заказчика объекта связи не имеет права утверждать проектную документацию до получения заключения госэкспертизы с рекомендацией об утверждении проекта.

Надо заметить, что пунктом 2.3 приказа 96 фактически установлена обязательность госэкспертизы объектов информатизации. Это означает, что ввод в эксплуатацию удостоверяющих центров электронной цифровой подписи (ЭЦП) потребует оформления заключения ФГУ ЦНИЭС, что, в свою очередь, приводит к обязательности разработки проектной документации на создание УЦ ЭЦП.

Особую сложность для небольших операторов представляет оформление и согласование проектной документации на узлы связи в части электроустановок (обеспечения электроснабжения). Данный раздел проекта разрабатывается на основании технических условий и разрешения на присоединение электрической мощности, выдаваемого энергоснабжающей организацией и подлежит согласованию с энергосбытовой организацией в части приборов учет электроэнергии и территориальным органом Государственного энергетического надзора.

Последнее является непростым делом, требующим квалификации проектировщика, а также затрат разного рода, включая мотивацию сотрудников Энергонадзора. Как показывает практика, без «мотивационных мероприятий» согласование проекта электроустановки может затягиваться на многие месяцы…. Более подробно процедура разработки и согласования проектов электроустановок будет рассмотрена в следующих разделах.

Одновременно с разработкой проектной документации желательно разработать эксплуатационную документацию. Не следует путать эксплуатационную документацию (ЭД) на оборудование, входящее в состав объекта связи и эксплуатационную документацию на весь объект связи в целом, которая как раз и требуется для последующей приемки объекта в эксплуатацию. Существует два разных подхода к разработке ЭД – производственный и строительный.

Производственный подход подразумевает разработку четырех документов – технического описания, инструкции по монтажу, инструкции по эксплуатации и формуляра, в котором отражаются эксплуатационно-технические и регламентные работы (ГОСТ 2.601). Совершенно очевидно, что для сетей связи, являющихся объектом строительно-монтажных работ, данный подход абсолютно неприемлем – ну какая, например, может быть инструкция по монтажу уже построенной ВОЛС.

Строительный подход к разработке эксплуатационной документации подразумевает подготовку комплекта инструкций по эксплуатации объекта связи, в который входят инструкции изготовителей оборудования, а также инструкция по эксплуатации объекта в целом. Эту работу целесообразно поручить проектной организации и специально указать в задании на проектирование. Тогда, как прошедшая государственную экспертизу в составе проекта, подготовленная ЭД не может вызвать претензий со стороны Госсвязьнадзора. Другая часть ЭД включает так называемые аппаратные и кабельные журналы, в которых указываются все контрольные замеры и проведенные испытания, а также журнал регистрации повреждений.

В состав комплекта ЭД входят инструкции по эксплуатации оборудования, входящего в состав объекта связи. Однако поставщики аппаратуры далеко не всегда прилагают документацию на русском языке, этим грешат даже гиганты, например, Cisco Systems, Allied Telesyn, да и большинство других производителей, ссылаясь на отсутствие таких документов. В этом есть большая доля лукавства – наличие эксплуатационной документации на русском языке является обязательным условием сертификации в ССС, поэтому, коль скоро на данное оборудование выдан сертификат, – комплект ЭД был разработан и предоставлен соответствующей испытательной лаборатории (ИЛ).

Причина «засекречивания» ЭД на оборудование прозаична и проста: документы, переданные ИЛ, имеют самое отдаленное отношение к эксплуатации соответствующего оборудования, ограничиваясь в основном перепечаткой Технических условий на соответствующую аппаратуру. Вот производители и не хотят позориться…

Операторы выходят из положения по-разному. Некоторые просто «прогоняют» англоязычные описания через автопереводчик. Получается очень забавно, но, поскольку инспектор не вдается в детали текста, такой метод частенько приводит к успеху. Вот только использовать изготовленную таким способом инструкцию можно только для предъявления инспектору….

Весьма желательно в проектной или эксплуатационной документации привести перечень средств измерений, необходимых для метрологического обеспечения эксплуатации объекта связи. Однако надо иметь в виду, что Госсвязьнадзор не выдаст разрешение на эксплуатацию объекта связи без предъявления соответствующих измерительных приборов. Поскольку это оборудование зачастую стоит немалые деньги, можно просто заключить договор на метрологическое обеспечение объекта с каким-нибудь предприятием и предъявить его инспектору. Данный вид деятельности лицензированию не подлежит….

Некоторые территориальные органы Госсвязьнадзора по-прежнему требуют от операторов положение о метрологической службе, согласованное с главным метрологом Минсвязи ссылаясь не требование приказа Минсвязи от 17.06.96 № 159 «О метрологической службе Минсвязи России». Если ЭД предусматривает метрологический контроль, то разработка положения о метрологической службе действительно обязательна согласно закону «О единстве средств измерений».

Что же касается согласования с главным метрологом Минсвязи, то не существует нормативного правового акта, зарегистрированного Минюстом РФ, и обязывающего операторов заниматься этими согласованиями. Соответственно, незаконно и требование о согласовании положения о метрологической службе оператора связи с любыми органами государственной власти. Более того, пункт 7 приказа 159 прямо возлагает финансирование работ по организации метрологической службы на само Минсвязи. Так что до поступления целевого финансирования, оператор вправе игнорировать требования приказа 159.

Вообще, «измерением» называют сравнение некоторой физической величины с эталоном ее единицы измерения. Эталон всегда, по определению, существует в единственном экземпляре во всем мире, а его признание обеспечивается международными соглашениями, которые, кстати, подлежат ратификации и являются объектом международного права.

Разумеется, при проведении каждого измерения невозможно сравнивать физическую величину непосредственно с единственным эталоном, поэтому каждое государство обеспечивает единую систему средств измерений, единство и системная целостность которой регулируется национальным законодательством. В результате в любой стране метр, вольт, ампер и т. д. одинаковы и обозначают одно и то же, что, собственно, и является следствием единства средств измерений.

В Российской Федерации принят специальный федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» от 27.04.1993г. №4871-I, который регулирует отношения в области метрологии и определяет основные правила организации метрологического обеспечения. Согласно этому закону, аппаратура, предназначенная для измерения физических величин подлежит обязательной сертификации в качестве средства измерения, результатом которой является включение соответствующего прибора в государственный реестр средств измерений, о чем выдается соответствующий сертификат.

При этом каждое средство измерений подлежит периодической государственной поверке, то есть метрологическому контролю и калибровке, которая выполняется организациями, имеющими аккредитацию федерального органа исполнительной власти по стандартизации и метрологии (в настоящее время – Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии).

Каждое сравнение с эталоном, то есть «измерение» физической величины, производится с некоторой, точностью, которая определяется погрешностью средства измерения. Разумеется, погрешность эталонных приборов должна быть существенно, обычно – на порядки, меньше точности калибруемых средств измерений, поскольку итоговая погрешность равна суперпозиции погрешностей всех средств измерений в цепочке от международного эталона.

Для обеспечения единства средств измерений служит их государственная поверка, то есть калибровка измерительной аппаратуры специально уполномоченными органами. Порядок обеспечения единства измерений в пределах одного предприятия и устанавливается соответствующим положением о метрологической службе.

Надо различать «измерение» и «учет». Учет, в отличие от измерения, представляет собой не сравнение с эталоном, а прямой пересчет объектов. Например, количество слитков золота подлежит учету, а масса каждого слитка – измерению. Разумеется, учет производится с абсолютной точностью и метрологическому контролю не подлежит. В самом деле, бухгалтерия любого предприятия учитывает количество денег на расчетном счете без всякой погрешности, да и зарплату в кассе желательно выдавать точно по ведомости…

Заметим, что единица информации – байт, не является физической величиной и не может подлежать метрологическому контролю. Определение объема трафика в байтах не требует проведения измерений, то есть сравнения с «эталоном байта» поскольку такого эталона не существует и существовать не может. Байты можно «пересчитать», а не «измерить». Поэтому средства учета объема информации не подлежат внесению в реестр средств измерений и государственной поверке. При этом, например, аппаратура учета времени соединения, напротив, подлежит внесению в госреестр и государственной поверке, поскольку фактически предназначено не для учета, а для измерения времени как физической величины.

6. Обеспечение системы оперативно-розыскных мероприятий осуществляется совместно с территориальным управлением Федеральной службы безопасности. Требования к системе ОРМ определяются соответствующими нормативными правовыми актами, конкретная их реализация производится согласно плану мероприятий, согласованному оператором связи и УФСБ.

Наличие согласованного плана мероприятий по СОРМ либо письма из УФСБ об отсутствии возражений против начала предоставления услуг связи до завершения разработки указанного плана, является обязательным условием оформления разрешения на эксплуатацию. В настоящее время практически на всех объектах связи должна устанавливаться СОРМ, включая узлы передачи данных и телематических служб сети Интернет.

2. Уведомление о начале работ

Уведомление о начале работ по созданию (реконструкции, расширению, техническому перевооружению) объекта связи составляется по форме, указанной в приложении «Б» к приказу 113 и оформляется оператором связи, который будет получать соответствующее разрешение на эксплуатацию. На основании полученных уведомлений орган госсвязьнадзора формирует план своей работы. Заполнение бланка уведомления обычно не представляет никаких сложностей.

Никаких дополнительных документов к Уведомлению прикладывать не требуется.

3. Строительно-монтажные работы

Строительные и монтажные работы (СМР) по созданию сети должны выполняться в соответствии с проектной документацией, утвержденной ранее заказчиком объекта связи. В случае, если в процессе выполнения СМР обнаружится невозможность точного соблюдения рабочей документации, допускается незначительные отклонения от проекта, если такие отклонения ограничены рабочей документацией и не требуют внесения изменений в утверждаемую часть проекта (Общую пояснительную записку, ТЭО, сметную часть). Все отступления от рабочих чертежей проекта указываются в так называемой исполнительной документации.

СМР должны выполняться организацией, имеющей лицензию Госстроя России на право производства соответствующих видов работ. В принципе, действующее законодательство не запрещает выполнение СМР своими силами (хозяйственным способом). Строго говоря, создание одного объекта не является «деятельностью», поскольку термин «деятельность» подразумевает систематическое выполнение соответствующих работ в интересах различных лиц. Однако четкого определения термина «деятельность» действующее законодательство не содержит, что позволяет органам госсвязьнадзора отказывать в выдаче разрешения на эксплуатацию объектов, построенных лицами, не имеющими лицензий Госстроя России, даже если создание сети осуществлялось самим оператором хозяйственным способом.

В процессе проведения пуско-наладочных работ производятся необходимые измерения и испытания законченного строительством объекта. Результаты измерений и испытаний оформляются соответствующими протоколами и подшиваются в исполнительную документацию. Надо особо отметить, что инспектор госсвязьнадзора обязательно затребует на проверку протоколы измерений. Обязательному метрологическому контролю при приемо-сдаточных испытаниях подлежат все физические цепи, включая волоконно-оптические линии.

Для ВОЛС необходимо иметь протоколы рефлектометрических измерений в части затухания оптического сигнала на длине волны эксплуатации. Измерения производятся оператором самостоятельно, либо строительно-монтажной организацией с использованием аппаратуры, прошедшей государственную поверку и внесенной в реестр средств измерений. Неофициально допускается использование неповеренной аппаратуры, поверка которой почти невозможна в условиях испытательных лабораторий Госстандарта, например – оптических рефлектометров. Но, разумеется, официально уведомлять об этом инспектора госсвязьнадзора не стоит….

Вообще, все измерения производятся в целях установления соответствия построенных сооружений требованиям нормативно-технических документов отрасли. Однако, если для телефонных сетей такие нормативные документы разработаны и введены (например, Эксплуатационные нормы на электрические параметры каналов сети ТфОП, утвержденные Приказом Госкомсвязи России от 05.04.99 № 54), то для сетей и систем передачи данных таких документов практически нет. Что, с одной стороны – плохо, потому что оставляет место для произвола надзорных органов, а с другой стороны – хорошо, потому что не требуются многочисленные и не всегда простые измерения.

4. Организационная готовность оператора к оказанию услуг связи

Понятие «организационная готовность» подразумевает выполнение оператором связи определенных требований, установленных как отраслевыми, так и общими нормами. Обеспечение организационной готовности оператора связи не связано прямо с вводом в эксплуатацию конкретного объекта связи и распространяется на всю производственную деятельность предприятия. Многие из требований к операторам связи одинаковы для всех субъектов экономической деятельности, связанной с эксплуатацией технических средств.

Ряд организационных требований, предъявляются специально к операторам связи и соблюдение их проверяется органами Госсвязьнадзора как при вводе в эксплуатацию отдельных сооружения связи, так и при осуществлении общего контроля лицензируемой деятельности (КЛД). При этом Госсвязьнадзор вправе выдать предписание об устранении недостатков и (или) запретить ввод в эксплуатацию объекта связи до устранения недостатков, указанных в соответствующем предписании. Более того, неисполнение предписания в установленный срок влечет административную ответственность согласно ст. 19.5 КоАП РФ.

Рассмотрим отдельно общие и специальные организационные требования к операторам связи, соблюдение которых проверяется органами Госсвязьнадзора:

А. Общие организационные требования

 

  1. Соблюдение норм и правил охраны труда и техники безопасности. Наличие инструкций по технике безопасности в местах, доступных для ознакомления персоналом. Наличие заполненных журналов инструктажа сотрудников, средств индивидуальной защиты, специальной одежды и обуви. Прохождение сотрудниками обучения в области охраны труда и техники безопасности в специализированных учебных организациях, наличие соответствующих удостоверений, в том числе о присвоении квалификационных групп по технике электробезопасности.

     

  2. Соблюдение правил эксплуатации электроустановок. (Проверяется как Госсвязьнадзором, так и Госэнергонадзором, при этом заключение Госэнергонадзора имеет большую юридическую силу). Требуется наличие проектной документации на электроустановку, согласованной с энергоснабжающей организацией и Госэнергонадзором, а также Акта допуска электроустановки к эксплуатации, протоколов измерений параметров заземления, изоляции и потерь мощности. Квалификационные группы по электробезопасности, присвоенные персоналу, должны соответствовать служебным обязанностям. Лицо, ответственное за электрохозяйство предприятия должно назначаться специальным приказом руководителя оператора связи. Полный перечень требований к организации эксплуатации электроустановок содержится в действующей редакции «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», введенных в действие нормативными документами Государственного энергетического надзора России.

     

  3. Соблюдение правил пожарной безопасности. Требования к обеспечению противопожарных мероприятий определяются нормативными документами Государственной противопожарной службы МЧС России (НПБ, ППБ и т.д.). Выполнение указанных требований зачастую весьма затруднительно как по экономическим, так и по техническим причинам. В частности, установка автоматической системы газового пожаротушения в помещениях узлов связи формально обязательна… поэтому обычно операторы связи ограничиваются установкой самосрабатывающих огнетушителей. Проектная документация на устройство охранно-пожарной сигнализации и иных противопожарных систем должна быть выполнена организацией, имеющей специальную лицензию МЧС РФ и согласована с территориальным органом Государственной противопожарной службы (ГПН). Монтаж средств огнезащиты также осуществляется при наличии соответствующей лицензии МЧС. К сожалению, лицензии Госстроя России в данном случае не применимы, поскольку закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» прямо относит лицензирование деятельности в области противопожарных мероприятий к компетенции ГПН. Итоговым документом, подтверждающим надлежащее соблюдение противопожарных требований, является Заключение Государственной противопожарной службы, которого более чем достаточно для предъявления Госсвязьнадзору. Практика показывает, что оформление заключений ГПН есть в основном продукт договоренности с уполномоченными сотрудниками Государственной противопожарной службы….

     

  4. Соблюдение санитарных норм и правил. Основной задачей является аттестация рабочих мест по уровню освещенности, шума, достаточности площади и т.д. Аттестация производится органами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН) и представляет собой трудоемкий процесс, требующий довольно значительных инвестиций. На первом этапе можно ограничиться оформлением заключения ЦГСЭН о пригодности помещений для эксплуатации узлов связи.

     

  5. Соблюдение единства средств измерений. Использование измерительного оборудования, включенного в государственный реестр средств измерений, наличие действующих свидетельств о государственной поверке, период проведения которых определяется технической документацией на соответствующую аппаратуру. Необходимо утвержденное руководителем предприятия положение о метрологической службе, приказа о назначении главного метролога. (При отсутствии на предприятии средств измерений либо наличии договора на метрологическое обеспечения сторонней организацией не требуется положение о метрологической службе и предоставлении документов на метрологическое оборудование.)

     

  6. Формализация работы персонала. Наличие штатного расписания, трудовых договоров (контрактов) и должностных инструкций, утвержденных руководителем предприятия. Одновременно с подписанием трудового договора, сотрудник знакомится с должностной инструкцией и подписывает ее в графе «ознакомлен». Вообще, проверка соблюдения трудового законодательства не входит в компетенцию Госсвязьнадзора (это функция Гострудинспекции), однако проще выполнить данный пункт, чем спорить с инспектором. Допуск сотрудника к самостоятельной работе осуществляется распоряжением руководителя оператора на основании сведений о прохождении инструктажей по технике безопасности и охране труда, а также решения внутренней аттестационной комиссии о соответствии знаний и навыков сотрудника производственно-техническим нуждам предприятия. Все инструктажи и аттестацию желательно проводить в течение испытательного срока сотрудника.

     

  7. Организация делопроизводства и документального оборота. Бюрократию можно любить или ненавидеть, но правильная организация делопроизводства есть непременное условие легализации деятельности любой компании.

     

Б. Специальные организационные требования

 

  1. Договорные отношения с операторами взаимодействующих сетей. Согласно ст. 18 ЗоС, присоединение сетей электросвязи общего пользования осуществляется на основании договоров о присоединении. Заключение договоров о присоединении обычно производится операторами на основании Технических условий (Условий присоединения), которые выдаются оператором присоединяющей сети. Условия присоединения должны содержать все существенные условия договора о присоединении сетей связи согласно п. 3 ст 18 ЗоС и п. 3 ст. 19 ЗоС. Операторы, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования (согласно ст. 2 ЗоС - располагающие 25% от ресурса нумерации, монтированной емкости или пропущенного трафика на территории данного региона), обязаны в семидневный срок опубликовать условия присоединения в качестве публичной оферты. Условия присоединения должны соответствовать правилам присоединения, которые утверждаются Правительством России.

     

  2. Договорные отношения с абонентами (пользователями) услуг связи оператора. Следует отличать договоры с абонентами – юридическими лицами и абонентами – физическими лицами. Согласно ст. 45 ЗоС, договор с абонентом - физическим лицом является публичным договором, то есть оператор не вправе вводить особые условия предоставления услуг связи для конкретного абонента. Тарифы оператора для физических лиц должны быть утверждены приказом руководителя оператора связи. Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством России. Кроме того, приказом руководителя оператора должен быть утвержден порядок предоставления бесплатной связи для вызова экстренных служб и порядок предоставления льгот, предусмотренных действующим законодательством.

     

  3. Законные права пользования помещениями, зданиями и сооружениями. Документы, подтверждающие право оператора на пользование офисными и технологическими помещениями. Такими документами являются свидетельство о государственной регистрации права собственности либо договор аренды помещений. Надо заметить, что договор аренды недвижимого имущества, заключаемый на срок более одного года, подлежит обязательной государственной регистрации (ст. 651 ГК РФ).

     

  4. Статистическая отчетность. Операторы связи обязаны предоставлять специальную статистическую отчетность. Отчетность представляется в местные органы статистики, а также в МИТС.

     

  5. Отчисления операторов связи. Согласно п. 2 ст. 27 ЗоС, все без исключения операторы связи, имеющие соответствующие лицензии, обязаны отчислять в пользу федерального бюджета часть доходов, полученных от реализации возмездных услуг связи. Соответствующие денежные средства используются для финансирования Госсвязьнадзора. Ставка отчислений установлена в размере 0,3% от объема реализации услуг связи без НДС. Реквизиты бюджетных счетов и код бюджетной классификации для перевода отчислений можно узнать в территориальной налоговой инспекции.

     

  6. Организация технической эксплуатации сети связи. Общее требование к организации эксплуатации сети связи – обеспечение надежности и оперативного устранения неисправностей, учет жалоб абонентов и контроль устранения причин жалоб и претензий. Для некоторых объектов и технических средств связи установлен особый порядок эксплуатации, например – таксофоны, РЭС и т.п.

Выполнение всех организационных и организационно-технических мероприятий потребует от оператора связи проведения серьезной работы по разработке множества внутренних правовых актов, инструкций, журналов и реестров, а также довольно значительных инвестиций в организационную структуру предприятия, приобретение средств индивидуальной защиты и спецодежды, создание противопожарных, организацию метрологической службы.

Тем не менее, аккуратное выполнение организационных требований позволит с одной стороны избежать претензий и штрафов со стороны различных надзорных органов, а с другой стороны избежать затрат времени и сил на судебные разбирательства. Кроме того, в случае чрезвычайных происшествий или несчастных случаев (что, увы, случается), аккуратное следование правилам организации производственной деятельности поможет сократить или значительно уменьшить глубину взаимоотношений с органами прокуратуры и милиции.

Разумеется, не каждый небольшой оператор физически способен выполнить все организационные требования. Есть несколько простых, но, увы, юридически не бесспорных, способов уменьшить расходы на обеспечение организационной готовности. Конечно, видимость проведения мероприятий и действительное их осуществление есть вещи разные и в случае серьезной проверки оператора все тайное вполне может стать явным… после чего тайной уже станет сама деятельность оператора.

Сократить затраты на организацию технической эксплуатации можно путем заключения договора со сторонней организацией. При этом не требуется создание метрологической службы, приобретение средств измерений, создание бригад по техническому обслуживанию и оперативному ремонту линейных сооружений и, соответственно, приобретение средств индивидуальной защиты и спецодежды.

Сократить затраты на санитарное и противопожарное оснащение можно путем непредоставления соответствующих заключений инспектору Госсвязьнадзора, благо приказ 113 не предусматривает проведение проверки наличия этих документов. В то же время, инспектор обязан проверить пункт лицензии Минсвязи, обязывающий оператора к соблюдению действующего законодательства, так что формально инспектор имеет право затребовать у оператора соответствующие документы, а в случае их отсутствия выдать соответствующее предписание. Срочное оформление заключений ГПН и ЦГЭСН потребует больших усилий и еще больших затрат…

Впрочем, использование личных договоренностей с сотрудниками надзорных органов делает бессмысленной затраты на легализацию деятельности. Половинчатые решения частенько обесцениваются полностью.

Продолжение следует...

Воздушные коммуникации.

Это старая часть Дели (Индия), бедная часть города.

Правосвязие. Государство и операторы (II)

Прислал Ruslan Kravets

А эта фотография попалась где-то в сети (увы, не запомнил точное место).

Правосвязие. Государство и операторы (II)

Не представляю, где на самом деле находится это место. ;-)

Анонс

 

  • Правосвязие. Государство и операторы.. Продолжение статьи из цикла "о легализации" домашних сетей Антона Богатова.

 

  • Домашние сети в Польше;
  • Как снимают телевизионный сигнал с П-296;
  • Зарисовки узлов разных провайдеров (в основном стойки). Много разных галлерей.
  • Переход через железную дорогу (несколько фотографий);
  • Ремонт и защита Cisco 827-4V;
  • Традиционный пункт - ссылки на интересные места Сети. Присылайте письма - они очень нужны для обзоров. Обязательно сообщайте, нужна ли Ваша подпись, ссылка, или лучше обойтись без нее;
  • В "ужастиках" - зарисовка - "как прячут коммутаторы". ;-)
0 комментариев
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи