1. Статьи
  2. обзор
Заметки пользователей
16.08.2009 02:00
7651
0
16.08.2009 02:00
PDF
7651
0

Не царское дело

Не царское дело

Нет в современном телекоме более забавного термина, чем VoIP. Вроде бы все понятно, но при упоминании каждый представляет себе что-то свое.

Действительно:

  • Для помнящих историю обывателей, VoIP - это что-то связанное с карточками и кодами, позволяющее дешево звонить в Москву, Нью-Йорк, Тель-Авив... Регулятор убил этот бизнес, но осадок в привычках людей - остался.
  • Руководитель небольшой фирмы при слове VoIP скорее всего представит не зависящий от территориальной привязки ГТС номер "от провайдера" который технари за сходные деньги "завели" на старенький Panasonic KX-TDA. И, возможно, - еще удобный "московский прямой".
  • Для оператора мобильной связи - голос поверх Ethernet - очень недорогой способ передавать трафик по сети базовых станций. Узлов много, STM на все не напасешься...
  • Душу IT-интегратора VoIP согреет большая куча IP-телефонных аппаратов Avaya или Cisco для внутриофисной связи. Или, на худой конец, обслуживание этого веселого хозяйства.
  • Классический телефонист увидит софтсвитчи, вспомнит головную боль при их настройке, помянет недобрым словом ленивых вендоров и концепцию NGN. Погрустит о недавнем прошлом, когда АТС были большими, а каналы - узкими.
  • Турист-путешественник, имеющий активную жизненную позицию независимо от региона обитания, вспомнит окошечко Skype на экране ноутбука или коммуникатора.
  • Житель мегаполиса, которому при подключении к интернет дали небольшую пластиковую коробочку с разъемами "для компьютера, телевизора и телефона" вообще ничего про VoIP не знает. Он только воткнул шнурок от старенького dect'а в гнездо FXS...

На этом фоне диковато смотрятся глубокомысленные исследования о перспективах VoIP, и, особенно, о грядущей доле рынка (разумеется, в миллиардах долларов), и количестве пользователей (в миллионах человек). Как тут не вспомнить старую притче об обследовании слона тремя слепцами...

Уже сейчас "голос" проходит через пакетные сети/маршрутизаторы едва ли не чаще, чем традиционными путями. О чем большинство пользователей просто не догадывается. Более того, к осознанным пользователям VoIP можно отнести, пожалуй, только абонентов Skyре и подобных систем.

Для остальных - как появилась во времена Белла услуга голосовой связи, так до сих пор и используется. Дополнительные сервисы толком не востребованы, сложные технологии ничего в привычках людей не меняют - как прошли незамеченными цифровые офисные телефоны или ISDN.

Совершенно противоположная ситуация с мобильной связью. Телефон в кармане мгновенно перевернул как сам мир, так и представление о нем абонентов. Вызвав при этом взрывное развитие целых рыночных секторов.

Таким образом, термин VoIP как название услуги - сплошное недоразумение. Широко практикуемый ныне подход "тот же телефон, но по IP" с маркетинговой точки зрения безнадежный тупик нишевых решений. Будущее этой ветви развития довольно легко предсказать - скучное, будничное, исключительно эволюционное (по мере выгнивания меди из канализации и вырывания ее из стояков) вытеснение аналоговых линий IP-шными. Абонент этого процесса просто не заметит...

Однако, тема противостояния VoIP и традиционной связи появилась далеко не на пустом месте. Сузим определение технологии к существенным отличиям в представлений пользователей, придумаем новое название Skype, Fring, GoogleTalk, и т.п. И можно смело говорить о новой сущности, которую можно продать отдельно. Тут нет речи об эволюции, наоборот, рост может быть быстрый - тому пример ~150 миллионов абонентов, которые приходят в Skype каждый год.

К свойствам, отличающим "настоящий" VoIP, можно отнести следующее:

  1. Территориальная свобода, ID никак не привязан к региону, или даже стране.
  2. Независимость от провайдера, прямая (p2p) передача голоса между абонентами через любую IP-сеть (кроме случаев умышленного запрета).

Остальное - техника, до которой абоненту, по большому счету, нет дела.

Первый пункт убивает контроль госструктур, они этого не любят во всем мире. Регулировать (а главное, контролировать) связь при этом практически невозможно. Впрочем, обмен данными давно вышел из под контроля спецслужб - и небеса не рухнули на землю. Просто телеком стремительно "глобализуется", а это болезненный для многих процесс.

Второй - крайне невыгоден операторам (особенно телефонии). Мало надежд на то, что российские интернет-провайдеры смогут достойно "играть" на поле E-bay (владелец Skype). В организации прямой связи между абонентами слишком мало технических проблем, и слишком много - маркетинга. Размер бюджета тут имеет первостепенное значение. Думаю, что сервисы типа Неофон или MTTalk никогда не станут популярными. Хотя Sipnet имеет шансы - ведь Yandex или Baidu вполне успешно конкурируют с Google.

Так или иначе, но VoIP p2p - это вообще не операторский бизнес. Это сервис, существующий независимо от желания провайдеров в их сетях, подобно web, e-mail или ICQ. Прочное место в своей нише уже есть, сотни миллионов абонентов - это больше, чем фундамент.

Но сможет ли VoIP p2p вытеснить традиционные способы голосовой коммуникации???

Еще десяток лет назад считалось, что e-mail дает исключительно провайдер. И это рассматривалось как платная услуга. Mail, Yandex, Google, и им подобные доказали, что почта денег не требует. Даже если передаются письма по десятку мегабайт, а почтовые ящики занимают гигабайты. Голосовой трафик на этом фоне - пустяк, рекламная "отбивка" затрат голосом уже вовсю тестируется.

Впрочем, бесплатность не самоцель. Тот же gmail охотно принимает доллары за почтовый сервис улучшенного качества (сам использую +10Гб за $20 в год). Оплата с карточки не такая уж великая сложность, даже в России сегодня редкий человек не имеет кредитки. Так что и телефонию оплатить можно, было бы желание.

Забавность ситуации в том, что развитие VoIP p2p мало зависит от операторов связи. Технически давно "все готово к революции". Но привычки людей удивительно консервативны, поэтому процесс движется не быстро. Впрочем, свою лепту вносит и распространенность обычных телефонов. Они вездесущи, надежны, привычны... Для замены нужна чрезвычайно веская причина.

Реальная победа VoIP возможна только через удобство использования. Экономика не поможет. Даже дичайшие платежи по зарубежному роумингу не вызывают повального ухода на Skype - в конце концов, неделю-две можно потерпеть операторский грабеж. А уж дома или в офисе, где царит стационарный телефон - к инновациям подтолкнет разве что полтонны аммонала под фундамент районной АТС.

Вся надежда на новое поколение. Которое с детсада привыкло не только к "пепси", но и к "on-line". На сколько могу судить - это виртуозные пользователи сотовых телефонов и коммуникаторов. Трепаться в аське с одним, одновременно разговаривать с другим, писать e-mail третьему. Потихоньку что-нибудь покупать... На фоне просмотра свежего сериала. И это все с использованием одного трехдюймового экранчика.

Приходит понимание, что современный сотовый телефон - суть очень неплохой компьютер. Для которого "прикинуться" VoIP-терминалом ничуть не сложная задача. Это даже не стоит денег - функционал идет даром, в нагрузку ко всему остальному.

Если нет коммуникационной ограниченности, все способы общения применяются гибко, по ситуации. Часто перетекают из одного в другой - что может быть естественней письма после "разговора", или "звонка" за парой фраз в ICQ? На этом фоне VoIP p2p должен легко проявить свое удобство.
Вот только это дело гипотетического будущего, а не реального настоящего.

А пока апдейт прсихологического профиля не вступил в силу - будут популярны сервисы типа magicjack. Что по сути простой переходник USB-FXS, позволяющий за $20 в год пользоваться примерно тем же самым, что и Skype. Но без каких-либо настроек софта, регистраций, и т.п. Достаточно подключить старый добрый телефонный аппарат, и прочитать свой новый номер с упаковки.
По-пенсионерски, зато так привычно и спокойно...

Будут ли ОПСОСы бороться с VoIP p2p? Безусловно, но не думаю, что очень активно. Если вспомнить историю, то еще пяток лет назад встречались Ethernet-провайдеры, блокирующие "чужой" VoIP. Но перевелись - сложно, скандально, и неэффективно (фильтровать тот же Skype - задача нетривиальная). Успокоятся и "мобильщики".

Тем более, в конечном итоге инфраструктурная технология свои деньги вернет. Чудес не бывает - меньше денег со "звонков" - дороже коннективити. Но и время сверхприбыли пройдет - в условиях коммуникационной свободы удержать абонента "номером" или другим эксклюзивом будет сложно, придется больше думать о цене и качестве сервиса.

Разное

Раньше на стенах оставляли свои телефоны. Новое поколение "выбирает" ICQ.

Не царское дело

 


Фото самодельного "тросохода". Работает это от 4 батареек или аккумуляторов AA. Тянет веревку, после чего пускается трос или сразу кабель. Скорость ~200 метров/час.

Не царское дело Не царское дело Не царское дело Не царское дело
Не царское дело Не царское дело Не царское дело Не царское дело

 


Немного ссылок:

Минкомсвязь России разработало уведомительный порядок регистрации для очень некоторых сетей электросвязи. Собственно, лучше не будет.

Неприятная ситуация произошла всего в восьми километрах от Москвы. Подмосковный оператор "Сервислайн" обвиняет московский "Горком" в захвате его сети в Одинцове. Ситуация активно обсуждается на форуме.

Креативная реклама провайдера: самодвижущаяся печь. Очень бюджетно, и при этом - действенно.

Метрология в телекоме. Интервью с Наумом Мардером, замкомсвязи. Единственная ассоциация:
Нижеподписавшиеся, графиня Старшая и графиня Младшая из почтенного рода Вишен, утверждают, что, будучи владелицами воздуха в своём имении, они должны быть признаны также и владелицами всех осадков, выпадающих в течение года. Посему они просят суд подтвердить, что каждый житель деревни повинен уплачивать им арендную плату в сумме ста лир за простой дождь, двухсот лир за ливень с громом и молнией, трёхсот лир за снег и четырёхсот лир за град.

Российские железные дороги могут обзавестись собственным GSM-R. Впрочем, второго Транстелекома не получится, большая тройка может спать спокойно. Стандарт GSM-R практически невозможно "конвертировать" в бизнес - для него нужны специальные сотовые телефоны.

Отчёт Касперского по спаму за первое полугодие 2009. Экономический кризис не сказался на объемах рассылаемого спама: доля спама в почтовом трафике в среднем составила 85,5%.

Украина продает национального оператора связи (67,79% госакций ОАО "Укртелеком). Прямо дежавю, надеюсь, и свой Сорос отыщется.

Оказывается, Nag - это еще и национальный индийский ПТРК.

 


Разварка магистральной проходной муфты.

 


Обновление в разделах:

 


Наиболее интересные темы форума (TOP-3):

0 комментариев
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи