vk_logo twitter_logo facebook_logo googleplus_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

#287 К вопросу о купле-продаже сетей

Дата публикации: 22.10.2006
Количество просмотров: 4650

Обучение владельца сети на MBA
повышает ее стоимость в 2-3 раза!

Для начала, небольшая личная просьба, узко направленная к жителям города Челябинск. Интересует новейшая история провайдера "Бенет", а точнее, его отношения с "Инсис'ом" (возможная покупка, поглощение, партнерство, и т.п.). Буду благодарен за письма на мой e-mail.

К вопросу о купле-продаже сетей.

Автор Бабанин Роман, Компания Порт-22.

Предлагаю разобраться с предпосылками к продаже бизнеса (если, конечно, это не теневые доходы от продажи трафика). Зачем продавать бизнес, если он исправно работает?

Как я лично вижу, основные причины продажи бизнеса:

  1. Сеть - это непрофильный актив (основной бизнес компании никак не связан с ИТ вообще и сетями в частности). Здесь все достаточно понятно - сеть была изначально создана как объект продажи.
  2. Сеть - убыточный или малорентабельный бизнес, средств на развитие недостаточно и учредители вынуждены его продать. Хотя в этом случае реализации можно избежать - привлечь стратегического инвестора. В этом случае удастся сохранить даже контроль над бизнесом.
  3. У владельца пропал интерес к развитию данного направления. Этот вариант отличается от других тем, что при этом продается скорее всего "непонятно что" (сеть перестает финансироваться задолго до принятия решения о продаже). При этом меньше всего шансов продать бизнес.

Понятно что результат во многом зависит от цены, которую ставит продавец. Обычно она определяется так: "Стоимость имущества с учетом амортизации + стоимость абонентской базы + личный интерес". При переговорах с покупателем в 99,99% случаев она делится на как минимум на два. Потому что ни один инвестор не купит Ваш бизнес за ту сумму, за которую Вы хотите его продать. Это закон рынка.

Стоимость уменьшается за счет следующих факторов: Во-первых, готовую структуру покупателю еще придется доводить "под себя", что связано с большими издержками, а иногда и вообще невозможно. Это не просто "проложил канал до купленной сети и начал отбивать вложения" - нужны весьма серьезные издержки.

Во-вторых, существует множество подводных камней: начиная от переоформления прав собственности (кому выгодно продвигать 5-10 малоузнаваемых брендов, когда есть один с высоким уровнем узнаваемости?) до перезаключения договоров с пользователями, а это издержки.

Затраты на продвижение нескольких брендов, на мой взгляд, оправданы в случае, если у продуктов можно провести четкую сегментацию. К примеру, FMCG-продукты делятся на премиальные, экономные и т.д. (пример: соки, подсолнечное масло).

Более того, конечные пользователи не особо жалуют подобные смены провайдера (новая форма оплаты, новая система статистики и прочий дискомфорт).

Таким образом, дополнительные расходы на интеграцию сети могут в десятки раз превысить стоимость самой сети. А значит, купленная сеть гораздо дольше окупается, чем сеть построенная "с нуля". Многих это останавливает.

Несомненно, некоторая тенденция к укрупнению игроков на этом рынке есть. Но рынок еще далеко не насыщен, поэтому пока рано говорить о массовой скупке - большинство провайдеров расширяются не за счет слияний и поглощений, хотя есть и типичные "покупатели".

В данный момент по Москве активно занимается покупками готовых сетей холдинг NetByNet. При этом они покупают операторов от 2-3 тысяч абонентов и более, даже на этапе своего становления поглотили полулегального оператора, купив фактически только абонентскую базу.

При этом купленные операторы объединяются в холдинг с целью дальнейшем перепродажи (деньги на покупку взяты у фонда Fairlie Investent). Если Корбине подключение одного абонента обходится в 100 долларов США, то NetByNet тратит на одного абонента от 200 до 400 долларов США, а затем еще несколько сотен тысяч долларов на модернизацию сети и интеграцию ее в холдинг. Вот такая математика.

Объясняется все просто: в мелкого провайдера (пусть даже в легального) придется вкладывать гораздо больше, чем в крупного в перерасчете, скажем, на одного пользователя. Это связано с в первую очередь с управленческими и операционными издержками Бизнеса. При этом сам NetByNet занимает пятое место на рынке или менее 5% рынка (по оценкам аналитиков, в том числе и аналитиков нашей компании), у него порядка 30 тысяч абонентов.

Через 2-3 года холдинг будет поглощен кем-нибудь из лидеров рынка, под кого и подстраивается весь холдинг, к примеру Центел или Комкор, а то и АФК "Система". Получается, что NetByNet занимается аутсорсингом. Главное - не накупить слишком много, иначе продать холдинг будет сложно - число возможных покупателей сокращается пропорционально расширению NetByNet.

Есть сети, в очередь за которыми встанут все (внедрили методы ITIL в отношении службы техподдержки, операционные издержки бизнеса малы и многие другие факторы), но они не продаются, потому что приносят прибыль - бизнес работает.

Разное

Для начала, небольшая толика юмора.

Прислал kdm


Далее - продолжение темы выпуска, но уже в ссылках и письмах. Процесс укрупнения напоминает пищевую цепочку со школьных уроков биологии. Средние едят маленьких, большие едят средних...

Вот, например, как утверждение подается давно курсирующий по Сети слух: Вексельберг продаст "Корбину Телеком" за 210 миллионов долларов. Скорее всего Голден Телекому - другого варианта не называет, пожалуй, никто.

Можно вспомнить, что в марте этого года Корбина уже была продана за 146 млн, и с тех пор в нее было немало инвестировано. Поэтому продажа за означенную сумму неожиданна, это больше похоже на возвращение к известной концепции "вернуть бы свое". Скорее всего, динамика роста оказалась сильно далекой от расчетной.

В то же время, для ГТ это очевидно хороший (но не дешевый из-за сотовой "гири") вариант зацепиться за массовый рынок. Поэтому для них вопрос скорее всего стоит только "кого и когда".

Есть подвижки и вдали от столицы. Продан Екатеринбургский КАБiNET, количество абонентов более 20 000. Покупатель - группа компаний "Национальные кабельные сети" (КТВ). Сумма сделки не названа, но по моим оценкам 5-7$ млн., т.е. в районе $300 за абонента.

Вскоре ожидается и публичная информация давно готовящийся (или уже фактически состоявшейся) сделки по покупке Голден Телекомом двух Екатеринбургских провайдеров, в сумме порядка 2000-3000 абонентов (много юридических лиц). Вероятная стоимость покупки - немного менее 2 миллионов долларов.

"В Красноярске продолжается интеграция сетей. ООО "Краслан" приобрело ООО "ВебАрт". Более 100 гигабайт потребления, около 2000 абонентов, магистрали на витой паре.

По неофициальным источникам сумма, сделки составила 5 миллионов рублей, т.е. около $100 за абонента. В принципе, неплохая стоимость для сети, поднявшейся на самофинансировании и даже не переложенной на оптику. Хотя не впечатляет.


Покупка небольших сетей то же идет полным ходом. Но судя по письмам, ситуация - сплошной кошмар. Приведу две небольшие выдержки из писем:

Мы три раза покупали маленькие сети. Один раз - сеть на 100 человек в 20 домах, два раза - сети на 50 человек в 2х домах. Переделывать приходится все, всегда. Вопрос только, сколько переделывать и в какие сроки.

До 5 домов реально переделать частично в 2-3 дня, потом уже довести все до ума. 20 домов - уже сложно, пользователи раньше начнут возмущаться плохим сервисом. Обслуживать 20 домов пионерстроя - то еще развлечение... Сначала надо свитчи откопать на чердаках.

Смысл покупать сеть - видимо только быстро пройти и застолбить за собой участок, сорвать на нем уже готовых пользователей. А так - проще положиться рядом, дать лучший сервис, и спокойно за полгода перетянуть юзеров к себе, сами заявки подадут.

 

Работаем в Питере. Купили сеть, старые хозяева дали подобие схемы, сказали юзерам телефон саппорта наш. Звонят - а мы даже про такой адрес не слышали - забыли они про них - вайфай на 3км.

Ну и 90 свитчей в линейку для покрытия 1.5 км прохода по домам - это что-то. Еще из "гримас капитализма" - другая сеть для перехода широкого проспекта взяла "транзит" по оптике... Не в отдельном волокне или вилане! "Транзит" - это с двух сторон в тупые свитчи воткнулись, поверх пустили свою адресацию.

Вирусни там было столько, что коммутатор L3 ложился за 2 секунды после включения линка. VPN сервер смог работать только при жесткой фильтрации трафика на входе.

 

Таким образом, картина выходит забавная. Покупать не выгодно, но необходимо. Очевидно, что целесообразность сделки определяется проникновением услуги. Грубо говоря, есть 20% - нужно только покупать, нет - наверно, нет смысла. Ну и конечно вагон полутонов на переходе этой величины.

Объяснение просто. Абонент крайне пассивен - при сравнимом качестве (или даже его иллюзии) разница в цене в 10, 20, даже 30% растянет переключение на годы и годы. А больший дисконт как правило можно предложить только "в убыток".

На анлимитах еще хуже - разница по цене так незаметно переходит в различие по качеству, что конкурентое преимущество теряется. Ведь "обещать" можно любую скорость - и всегда найдутся абоненты, которых это устроит.

Интересная статистика.
Согласно данным статистики Verizon, в течение первых 9 месяцев после прокладки оптоволокна приблизительно 12% подписчиков меняют своего оператора в пользу FiOS.
На услугу принципиально другой технологии - и только 12%... Сколько же времени будет мигрировать хотя бы половина?

Получается, что как только рынок переходит какую-то черту проникновения, стоимость "абонента" многократно возрастает (естественно, если не рассматривать частные клинические случаи). Фактически процесс не зависит от технической инфраструктуры (она лишь должна не приносить прямых убытков).

А раз покупаются именно "абоненты" - заметным становится влияние всего нематериального и человекозависимого. Бренд, сформированный положительный образ...

Техника идет по статье минимизации убытков - "перестраивать все" или "менять частично". Т.е. эта часть не приносит прибыли, не имеет добавленной стоимости. В нее невыгодно инвестировать - Корбина не подорожала от размотанных мегакилометров стекла, тысяч расставленных по чердакам ящиков и недешевых коммутаторов.

Собственно, этот вывод режет душу любого "технаря". Строить красиво - невыгодно при продаже. Как нет смысла полировать кузов автомобиля перед гонками на выживание.

Для продажи нужны абоненты. Реально много.
И минимальная инфраструктура, способная не приносить убытков хотя бы в первый "перестроечный" год.
Остальное (например оптика, приличные ящики, и т.п.) может "отбиться", т.е. вернуть при продаже свою стоимость. Но прибыли - не принесет.


Моддинг коммутатора Foundry B8000


Немного ссылок, уже не связанных с куплей-продажей сетей:

Постройка базовой станции оператора мобильной связи, подробный отчет можно читать тут Не удержусь, вытащу одну из фотографий:

постройка базовой станции

Два препятствия для "интернетизации" школ
Основными препятствиями для подключения школ к интернету сегодня стали отсутствие электричества и нормальных компьютерных классов.

Очередные IPTVшные обещания с инвестициями (на миллионый город) в $38 млн., первая стадия - $1,5 млн. на 5000 пользователей. Учитывая, что потенциальных пользователей такой услуги может быть порядка 100 тысяч, получается порядка $300 на пользователя при самом оптимистическом раскладе. Реально - ближе к $1000.
Самое забавное, что это считается нормой для данного сектора. Ставка на замещение оффлайна, в котором крутятся принципиально другие, отличные от интернетных, деньги. Вот только "не верю! (c)"
Кстати сказать, на сайте Globtel.tv есть новость про строительство сети IPTV на 12000 абонентов в г. Екатеринбург. С этим можно проассоциировать следующую ссылку (других вариантов найти не удалось). На мой взгляд, весьма странную - про IPTV ни слова. Откуда появятся 12 000 абонентов - то же.
Впрочем, представителей всех фигурантов, начиная от поставщиков оборудования, можно найти на форуме. Если, конечно, сознаются. ;-)


Модернизация D-Link. Что бы он хоть как-то работал.

Доработка оборудования D-Link

Прислал Dmitry Saychenko


Конкуренция с ethernet-провайдером вконец достала монополиста-кабельщика в г. Лесной:

Обратите внимание на начало заметки, прямо как в старые добрые времена: "претворяя решения XXVII съезда КПСС" (если кто-то еще помнит эти книжечки, чтение которых было фактически обязательным).


Обновление в разделах:

Анонс

  • Оптимизация трафика от аплинков (автоматизация BGP);
  • "Опять про видео" - тема явный хит сезона;
  • 4-PLAY из г. Жуковского;
  • Сети в Якутии;
  • Послегрозовой ремонт управляемых коммутаторов;
  • Оптические магистрали Турции (фотографии);
  • Традиционный пункт - ссылки на интересные места Сети. Присылайте письма - они очень нужны для обзоров. Обязательно сообщайте, нужна ли Ваша подпись, ссылка, или лучше обойтись без нее;
  • В "ужастиках" - силовой кабель на оптике. Если, конечно, что-то более ужасное не будет прислано. :-)
Долгострой:
  • Пример настройки сервера для терминирования PPPoE (перенесен в долгострой);

От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/articles/reviews/15592/k-voprosu-o-kuple-prodaje-setey.html

Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться