vk_logo twitter_logo facebook_logo googleplus_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

#334 Перетягивание голоса

Дата публикации: 05.03.2008
Количество просмотров: 8799

Это работает.
В большинстве случаев
©Cisco

Начата регистрация на ежегодную Конференцию Российских Операторов Связи (КРОС-2008). Все подробности можно узнать на сайте cros.nag.ru.

Мероприятие пройдет 21-23 мая, на б/о Иволга, около Екатеринбурга. Программа и формат традиционные, проверенные 2006 и 2007 годами.
В плане организации - улучшены условия размещения, теперь база может легко принять 170 участников.
В области контента - надеюсь на значительное повышение качества докладов - в этом году к ним особое внимание.
По погоде - уверен, в этом году будет значительно теплее. :-)

Перетягивание голоса

За глобальными вопросами вторжения сотовых телефонов в интернет, IPTV, авторских прав, и прочего WiMAX, как-то в стороне осталось самое близкое и земное. А именно — телефония в небольших офисах (10-100 человек).

По сравнению с провайдерской инновационной гонкой, в этом секторе царит тихий консерватизм. Сегодня самое распространенное явление — до десятка обычных аналоговых входящих линий, заведенных в древний Panasonic. Который надежен, как Toyota, прост как Ford-T, и привычен, как ВАЗ-2109. Коммутацией при этом командует специально обученная девушка-секретарь, которая и добавляет в процесс вербальной коммуникации интеллектуальную составляющую.

Большинство фирм такая ситуация вполне устраивает. Увы, привычки людей уже давно не успевают за технологическими возможностями оборудования. Но есть некоторая часть, которая «хочет большего». И совершенно очевидно, что со временем количество ценителей интеллектуальных АТС будет лишь расти.

Можно попробовать представить типовые задачи, стоящие перед небольшой, динамичной фирмой.

Первая часть проблемы - получение телефонных линий.

Собственно, тут выбор прост. Так как канал Е1 по оптике все же слишком дорог для этого сектора, остаются обычные аналоговые телефоны МРК (какого-либо альтернативного оператора), либо VoIP. Причем надо понимать, что грань между технологиями давно стерлась, и, на мой взгляд, серьезно стоит рассматривать лишь следующие моменты:

  • Простота переноса номера
  • Уровень сервиса

У небольшой фирмы явно нет своего здания, а значит переезды могут случаться даже по несколько раз в год. Очевидно, что сохранение номера в этом кавардаке, буквально, вопрос жизни или смерти бизнеса.

Получаемые по VoIP номера реально могут использоваться независимо от местоположения (хоть это и противоречит законодательству). Нарушение легко маскируется, прибыль значительна, конкуренция ощутима. На крайний случай, есть большой выбор поставщиков VoIP, можно заранее побеспокоиться, и обговорить интересные вопросы.

На этом фоне обычная телефония серьезно проигрывает. Перенос номера возможен лишь в самом узком географическом ареале (как правило в пределах одной АТС). Основной поставщик услуг один, он же МРК, искать удобные договоренности с монополистом — напрасная трата времени.

Можно, конечно, спасаться переадресацией, но это платная услуга (причем иногда с поминутной тарификацией), и как постоянное решение совершенно не годится.

Уровень сервиса — тут о «телефонистах» можно слагать легенды. Конечно, есть исключения, но правилом является «исторически» сложившаяся привычка поворачиваться к клиенту самым неудобным местом.

Альтернативщики, конечно, не ангелы — но жизнь заставляет «крутиться» — редкий провайдер не предоставляет «юрикам» свою или «партнерскую» IP-телефонию. Поэтому цены вполне умеренны, саппорт дружелюбен. Легко можно получить, например, серийный номер или бесплатные «исходящие» линии...

Единственное преимущество «обычных» телефонов — это надежность и независимость от канала в интернет. Однако при современном распространении «мобил» - это не слишком актуально. Даже если где-то надолго «перебьют» оптоволокно — VoIP'еры переадресацию умеют делать ничуть не хуже, чем телефонисты старой школы.

Более того, в случае глобальных проблем шансов у VoIP больше. Наводнение в Новом Орлеане, война в Ливане - это хорошие примеры, когда информация (даже видео) продолжала проходить через IP относительно бесперебойно. Не зря интернет - военное изобретение.

Таким образом, VoIP до офиса выглядит заметно более предпочтительно, и, вероятно, постепенно вытеснит обычную телефонию из малого бизнеса. Однако процесс этот быстрым не будет, так как достоинства IP не на столько велики, что бы менять существующую систему. Да и оборудование хоть и не дорого, но далеко не бесплатно.

Вторая часть мозаики — внутриофисная разводка телефонов. По прежнему алгоритму, озвучу задачи, которые должен поставить руководитель небольшой фирмы при установке новой АТС (или замене старой).

  • Десяток внешних линий (5+5), 30-40 внутренних, желательна возможность роста;
  • Автосекретарь, голосовое меню-приглашение (IVR);
  • Возможность отправить часть трафика (sip) напрямую, хотя бы на несколько городов (Москва, Питер);
  • Десяток выносов (sip) на склад, удаленным работникам, отдельным партнерам;
  • Голосовые ящики, автоответчики, на будущее желательна автоматизация приемки-отправки факсов;
  • Возможность автоматической прозвонки голосовыми сообщениями-напоминаниями;
  • Конференции, селекторные совещания, и т.п. Для небольшой фирмы вроде бы не очень актуально, но... Иногда очень удобно.
  • Логирование, минимальная программа для анализа звонков. Нужна очень редко, но и без нее неуютно.

Вроде бы все требования минимальны, имеют вполне «полевое» применение. И одновременно, они совершенно не укладываются в концепцию простейших неубиваемых «Панасоников», которые «раз настроил, и забыл на пять лет».

Какие могут быть варианты технического решения задачи?

  • Традиционные миниАТС и IP-АТС на проприетарной платформе (т.е. специфическая разработка одного вендора);
  • IP-АТС на свободном софте и ПК, например Asterisk;
  • Заказ услуги «виртуальной АТС» у оператора (IP-Centrex).

Собственно, современные миниАТС (Avaya, Samsung, Nortel, Cisco...) умеют все перечисленное и многое сверх того, вполне надежны (хотя требуют квалифицированной настройки и обслуживания). Вот только малый офис для них — слишком низкие стартовые объемы при высоких технологических требованиях.

В результате стоимость нужного комплекта с установкой и наладкой легко достигает $10 000 (можно, например, попробовать этот калькулятор), т.е. примерно $200 на рабочее место.

Не слишком дорого для бизнеса, но... Именно на этом этапе амфибиотропная асфиксия покончила со многими попытками совершенствования офисной связи.

Важный момент — проприетарные миниАТС (кроме, пожалуй, ренегатствующей Cisco) совершенно не способствуют внедрению IP-телефонии. Более того, сопротивляются как могут ценами модулей, софтом (sip появился недавно), маркетингом, даже рекламой... Лишь вынужденная поддержка, буквально «сквозь зубы».

Альтернатива диктату крупных компаний, Asterisk, появился в 1999 году, т.е. почти десять лет назад. Проект был весьма изящно увязан с коммерческими интересами компании Digium (принадлежит разработчику Asterisk), и с этим мощным локомотивом далеко обогнал по популярности аналогичные сборки (например, Callweaver), став фактически стандартом.

За рубежом несколько компаний даже собирают «коробочные» IP-АТС на основе этого софта. Например, TrixBox, VOIP IP PBX with 8 FXO/FXS Analog Ports.

Стоит такое чудо техники чуть более $1000, что уже вполне терпимо для заявленного функционала.

Сам по себе Asterisk как минимум не уступает проприетарным платформам (конечно, в секторе до сотен портов), гибок, и бесплатен. Счастье вдребезги разбивает лишь тот факт, что софт требует высококвалифицированной настройки.

Можно так же отметить, что АТС на основе обычного ПК оптимальна при использовании IP-телефонии, при этом не требуются дорогие модули FXS/FXO, настройки проще и естественней. Подчас целесообразно использовать отдельный шлюз Ethernet-FXS/FXO для повышения надежности системы в целом.

Вот пример реально работающей IP-АТС на Asterisk:

В самом верху АТС - SunFire V100, тихий, очень надежный, и при этом недорогой (менее $300). Ниже — остатки аналоговой телефонии на Cisco MC3810, которая постепенно разбирается в пользу IP-телефонов. Под Cisco — китайский шлюз на 16 портов FXS, пока не включен (тестируется). Далее идет недорогой коммутатор с PoE Nortel 460, через него работает десяток соответствующих IP-телефонов.

Однако для провайдеров наибольший интерес должна предоставлять услуга «виртуальной АТС», IP-Centrex. Т.е. предоставление фирме-заказчику небольшой части «взрослой» АТС под «личные» нужды. С огромным функционалом, возможностями управления и прочими вкусностями.

Еще в 2004 этой технологии прочили большое светлое будущее, быстрый рост и выход к 2007 на объем 17 миллионов долларов (мелочь, но приятно). Услуга ворвалась в прайсы большинства крупных операторов, и там тихо «почила в бозе».

Причины неудачи достаточно очевидные. Стоимость получилась около $5-50 за порт в месяц, что для 30-40 рабочих мест составит $200-300. Учитывая, что порт на крупных АТС стоит $50-100, плюс затраты на трафик и обслуживание, это не кажется запредельной величиной — окупаемость за 2-3 года для IT - не выдающийся показатель.

Но мелкий бизнес в России оказался не готов принять такие затраты ни морально, ни материально. Это же сопоставимо с зарплатой секретарши, от которой, помимо связи, много народохозяйственной пользы — чай налить, посетителя развлечь, или директора... Плюс к этому параноидальный страх, что оператор будет непременно подслушивать и записывать внутриофисные разговоры (смешно, но это самый популярный вопрос по теме).

Переломить тенденцию провайдеры не смогли (и не захотели). А жаль — мог получиться весьма неплохой приработок.

Потеряли и потенциальные клиенты - ведь с помощью виртуальной АТС можно даже крохотный офис из 3-5 человек удаленно представить очень крупным и солидным, не поскупившимся на дорогую технику для «настоящего call-center».

Что в итоге?

Killer application отсутствует, и внедряемые в жизнь решения навязываются продавцом, имеющим более активную позицию. Не удивительно, что в России «телефонисты» сильнее, и своего не упускают. Они даже вызвали некоторый откат от IP-телефонии, которая параллельно с их миниАТС действительно получается более дорогой и бессмысленной (странно было бы видеть иное).

Операторы с рынка самоустранились — ни получение арендной платы с IP-Centrex, ни плата за саппорт и настройку Asterisk их, на этапе бурного строительства сетей, не интересует.

Cisco, мировой локомотив VoIP и безусловный лидер, слишком дорога для небольшого российского бизнеса.

Масло в огонь подливают продавцы IP-телефонной розницы. Дешевые китайские решения предлагаются без тестов и внедрения. Как железо, россыпью. А так как из трех марок «китайского» - двум место в помойке — формируется тотальное мнение «не работает технология».

Казалось бы, к чему волноваться? Ну идет сегодня «откат» от IP-телефонии, и пусть его...

Но это автоматически означает, что «завтра» выросшая фирма включению по VoIP предпочтет отдельную оптику с Е1 (благо, бесплатный порт на миниАТС уже стоит). Экономный владелец не подключит склад к интернет (с них и телефона хватит). Модный стартапер не задумается о виртуальной АТС... А «послезавтра» sip-телефон не появится в квартирах надомников...

Выгодно ли это Ethernet-провайдерам? Очевидно, нет - это усиливает конкурентов. Может быть будет более правильно бороться с тенденцией «пока она маленькая»? Просто, и с немалой выгодой для себя, максимально способствовать комплексному внедрению в офисы недорогой связки Asterisk + IP-телефоны, если уж с IP-Centrex не получилось?

Разное

Карта подводных оптоволоконных кабелей.

 


Краткие ссылки в один абзац:

Из-за очередной пиринговой войны, «Контур-Экстерн» установил сервисы в сетях сразу нескольких операторов.
...Раньше эти ситуации были единичными, но, начиная с лета 2007 года, число обращений в службы технической поддержки существенно возросло. Тогда же начались поиски решения, которое бы позволило обеспечить качественный доступ для всех абонентов, вне зависимости от проблем сторонних структур.

PlayStation Portable превратили в мобильник.
Бесплатная программа Go!Messenger позволяет использовать приставку для веб-серфинга, обмена текстовыми сообщениями, общения в чате и совершения голосовых вызовов.
Каков подход! Текстовые сообщения, чат, голосовые вызовы - это уже в массовом сознании сотовый телефон, а никак не компьютер. Похоже, скоро рынок ПК сильно потеснят - мобилки с одной стороны, приставки с другой...

В США впервые спамера посадили на 9 лет. Видимо, судьи то же не хотят выгребать мусор из почтовых ящиков...

Рассказ о негативном пользовательском опыте IPTV от Стрим. Подробно и интересно.

Материал, посвященный технике ARP-spoofing, на примере атаки, выполненной с помощью программы ettercap; рассмотрены такие методы обнаружения и предотвращения ARP-атак, как слежение за ARP-активностью с помощью arpwatch, наложение специальных патчей для придания иммунитета системам, использование VLAN и PPPoE.

Видеозапись с узла сети в Ливане. Ужастик.

Вот до чего доводит навязчивый сервис. Провайдер просто замучил потенциального пользователя своим желанием его подключить.

 


Симпатичный график загрузки одной московской сети:

 


 

Обновление в разделах:

Наиболее интересные темы форума (TOP-5):

От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/articles/reviews/15513/peretyagivanie-golosa.html

Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться