vk_logo twitter_logo facebook_logo googleplus_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

#239 Рождение трафика 3

Дата публикации: 23.08.2005
Количество просмотров: 8845

И лезут бледные цветы
На свет, на свет.

Рождение трафика.

Из популярных "экономических" книг менее всего нравится "Почему Россия не Америка" Паршева. Не то, чтоб нестыковки в теории автора сильно глаз резали, и пишет он так, что оторваться тяжело, и фактов забавных рассыпано по тексту не считано...

Просто обидно, когда по мозгам сразу бьют объективно неблагоприятными условиями жизни и работы в стране. Да еще по тексту, как тревожная мелодия, за отчаянным оптимизмом слов проходит скорее оправдание, а не надежда. В итоге ощущение как от блокбастера без happy end'а.

Впрочем, это уже очень далеко от провайдинга. В котором, однако, есть свои "климатические" изгои. Как пример можно взять региональный хостинг. Не хотелось бы проводить аналогии между трафиком и деньгами - это будет сравнение, сильно "притянутое за уши". Общий тут только эмоциональный фон...

Но по порядку.
Сейчас в хостинге, по меркам операторов связи, крутятся очень небольшие деньги. В то же время, это быстрорастущий телеком, вложения в который сулят туманные горы диамантов.

Масла в огонь подливает Мастерхост, генерирующий почти 1/3 российского контентного трафика, и технически перешедший на положение крупного провайдера. Второй по количеству доменов в зоне ru хостер - Valuehost уже давно холит и пестует дочерний операторский проект Utransit.
Зенон (№3) - сам по себе не маленький провайдер выделенок и DialUp, его хостинг скорее побочный продукт, который хорошо "пошел" в свое время. Можно еще упомянуть выросшего из хостинга провайдера hoster.ru - citytelecom.ru...

А с мировых фронтов доходят слухи о скором покушении Google на место мирового carrier'а...

Но как до этого далеко России за пределами двух столиц. Цена трафика определяет экономику, которая получается грустной и загадочной...

Возьмем для примера тариф Мастерхоста и форум nag.ru, расположенный на нем же. Так сказать, куда уж ближе и реальнее.

Место, нужное на диске, 500 Мб (реально занято около 300). Оплата - $10 в месяц. Ни бонусов за исходящий, ни доплат за зарубежный трафик и близко нет. Посещаемость по меркам рунета средняя, ближе к небольшой. Софт самый ширпотребовский.

При этом сгенерированный трафик за июль составил 15 Гбайт, и можно ожидать примерно 2-3 Гб входящего (так как это форум с небольшими страничками). Если считать точнее, то запрос при посещении форума составляет в среднем 600 байт, количество обращений 2212141 в месяц. Итого 1,4 Гб. К этому надо добавить издержки протокола TCP - 1-5%.

Стоимость трафика для оператора в Екатеринбурге - от $23 за гигабайт, плюс минимальные 30% накладных расходов. Получим, что себестоимость содержания форума "по месту жительства" составит $60 в месяц. Что в 6 (!!!) раз дороже продажи аналогичной услуги Мастерхоста. Так как последний трафик или не покупает вообще, или покупает, но дешевле $1 за гигабайт... В силу "правильного" положения относительно российских монополистов.

Не имеет преимуществ региональное расположение хостинга и в плане качества. Магистральные трансроссийские каналы по надежности сопоставимы с местными. Скорость по ним вполне достаточная для обычных "хостинговых" проектов. Вот путь от меня до форума:


2 2 ms 1 ms 1 ms 212.23.86.193
3 2 ms 2 ms 2 ms EBG11-F400.108.transtelecom.net [217.150.39.122]
4 39 ms 38 ms 37 ms MasterLan-gw.transtelecom.net [217.150.45.113]
5 42 ms 46 ms 47 ms fe14.masterhost.ru [217.16.16.134]

Тем не менее находятся энтузиасты, пытающиеся работать в такой непростой ситуации, оправдывая вдвое более высокие тарифы удобством оплаты наличными и близостью саппорта. Но даже такие расценки, как было показано в расчете, могут привести к убыткам, а не прибыли. Поэтому серьезные операторы осторожно развивают хостинговое направление, больше внимания уделяя colocation.

В то же время, стоимость входа на этот рынок очень низка. Назваться хостером просто - для этого достаточно добавить на стойку близлежащего провайдера пару своих "писюков", поставить 10-ти минутный UPS, да нарисовать красивый сайт. Главное, никому из серьезных клиентов не показывать, как это выглядит в реале. :-)

Это вспомогательная стойка одного из операторов Екатеринбурга, пара корпусов поприличнее - "хостинг", старающийся казаться едва ли не самым "крутым" во всем УРФО. Т.е. не самый "пионерский" случай.

Такой "минималистский" подход, в принципе, работает. Если удается нащупать незанятую внутригородскую нишу, то даже остаются деньги на развитие. Но рано или поздно домашне-сетевой уровень начнет сказываться на качестве, клиентах, растущие проекты отращивают посещаемость и трафик... А запас рентабельности, увы, съели магистральщики-монополисты.

Развитие услуги упирается в противоречие - за небольшой сайт и платят мало, и трафик он генерирует незначительный. А крупный, посещаемый проект может разорить дорогим входящим потоком. Балансировать конечно можно, но... Рассматривать такого хостера в привычной роли основного генератора трафика - нельзя.

Не хотелось бы сравнивать показанную техническую основу с крупными штатовскими дата-центрами, уж очень разные получаются картинки. Хотя... Если не страшен комплекс неполноценности, вот Alaska Communications Systems - дата-центр на аляске (вернее его "управленческая" часть). Или ClassMates Datacenter в Вашингтоне.

Но интереснее более близкий случай. Minneapolis, MN, 400 тыс. жителей в центре US. Маленький, почти домашний хостинг, владелец занимается им в свободное от работы время. Включен в сеть каналом Т1.

Все ради одного собственно хостингового Dell Poweredge 1600SC P4 Xeon 2.4Ghz 1.25Gb RAM. Стоит бордерный маршрутизатор (Cisco 26 серии), коммутатор, пара нейм-серверов, основательные UPS'ы, и еще кучка непонятных устройств...

Т.е. фактически хостинг-как-хобби "там" более технически развит, чем хостинг-как-бизнес "тут".

Неужели все так плохо в России, и остается только ждать милостей от РТКомма? Перевернем медаль.

Собственно, собрать у себя сайты клиентов - это святое право и даже обязанность оператора. Затраты не велики, необходимый уровень сервиса не слишком высок, платежи по одному договору удобны абоненту-корпоративщику. Прибавит лишние проценты к прибыли - и уже это хорошо. А нет - так хоть ставку инженера окупит.

При этом традиционные оценки хостеров "по числу доменов" не играют никакой роли. Ну как в известной притчи про И.В.С. - на вопрос про роль Ватикана он задал свой - "а сколько у них танков?". Трафик (поток), генерируемый и потребляемый, только он имеет значение в данном случае.

Поэтому в сложных условиях работы через сверхдорогие магистрали надо четко разделять именно хостинг (небольшие "нишевые" деньги) и генерирование локального трафика для продажи абонентам и конкурентам. Последнее - настоящая "большая дубинка", к которой надо относиться со всей серьезностью.

Важное свойство простейшей трафикогенерации - контент не слишком оригинален. Если для Мастерхоста "рабочей лошадкой" будет nnm.ru - то он неповторим. Локальные же "развалы" видео, музыки, вареза и картинок очень схожи, и дублируют друг друга у разных провайдеров. Это сильно повышает требования к качеству и способу подачи материала.

Простого FTP на сегодня совершенно недостаточно. Пользователь любит удобство. Забросив хостинг как вид бизнеса, принципиально бесперспективный, можно легко "выплеснуть с водой ребенка". А именно - локальный трафик.

Кстати, для его "производства" используется множество приемов. Кто-то решает проблему за счет абонентов - например p4p.ru, саккумулировавший более 50 Терабайт (основан на выплатах за трафик). Или более простой, но так же эффективный i-stock (создан на добровольных началах).

Кто-то развивает свой медиапортал. Если продолжить примеры Екатеринбургских проектов, то видны игры, новости и все остальное, еще игры... А так же масса закрытых от внешнего мира FTP. :-)

При надлежащем внимании это дает мощные результаты. Многие десятки и сотни терабайт проданного локала - заметная статья дохода провайдера. Полученный по приемлемой цене тяжелый контент радует абонента. А хостинг... Как генератор трафика не эффективен, как услуга - мало конкурентоспособен.

В завершение остается только повторить еще раз - нельзя пренебрегать созданием локального контента. Только он делает востребованным многомегабитный Ethernet. И его (как годный к продаже товар) не создаст никто, кроме самого оператора. Более того, ethernet-провайдер должен привязать этот локалоконтент к себе. Главный козырь в борьбе с более узкополосными Электросвязями нельзя доверять варягам.

Разное.

Начнем с фотографии свадьбы админа. Даже со своей женой он познакомился, когда подключал её к сети...

Кольца из витой пары

В честь этого кольца на свадебную машину сделаны он из двухпарки Cat5. Магнит, букет и немного золотистой краски...

Прислал Andrew M. Kireew

 


Ссылки.

Для начала тщательно раскручиваемая PR-акция по созданию Координационного совета при префектуре ЮВАО. Много красивых слов, но смысл прост - обыкновенная конструктивная коррупция. Процесс неизбежный, и в целом нормальный. В смысле, бывает и хуже.
Всем понятно, что совет создан не для объединения мелких локалок, а для ...принятия решения о допуске на территорию районов округа новых провайдеров, для решения социальных вопросов и вопросов народного образования силами специалистов провайдеров. Вернее за деньги провайдеров.

Сплетни высшего света. Властелины связи России: подробности восхождения. Далеко, не очень понятно, но к прочтению обязательно.
На том же сайте, но парой дней ранее МЭРТ подготовил приватизацию "Связьинвеста", или 1001 статья перед продажей "сами знаете кого".

Немного аналитики. Россияне ходят в интернет по-старому. Ethernet догоняет DialUp, и далеко опережает ADSL. Что, разумеется, понятно и правильно. :-)

Прямые связи .masterhost. Заметка Экслера. Совершенно неинтересно для специалистов, скорее надо рассматривать как пример простого объяснения сложных вещей. :-)

ЮТК выпустила отчетность по МСФО за 2004 год: убытки из-за высокой долговой нагрузки. Очень кратко, и понятно только специалистам.

У компания Avaya количество поставленных IP-телефонных портов (с начала 2005 года - семь миллионов) превысило число традиционных. Руководство всячески себя хвалит за проявленное мужество и стойкость в выборе основного направления развития.

Скриншоты радиолинка на 81 километр под staros.

Постановление Украинского кабинета министров "О утверждении правил предоставления и получения телекоммуникационных услуг". Текст, к сожалению, на украинском, но понять при желании можно.
Говорят, что это первый документ, который сделан на уровне правительства и регламентирует отношения между оператором (не классической телефонной связи) и абонентом (прислал Евгений Попов).

И в завершение немного забавного: CCNA for Dummies, Second Edition.

 


Фотография из серии "найдите отличия".

Конвенрторы

Конвенрторы

Разные фирмы - одинаковые схемы. Одна фирма - разные. Вот и попробуй разобраться, какой конвертер лучше...

 


Обновление в разделах.

Кабеля, кабеля, чтоб им пусто...

В 2-х стойках со временем скопилось столько кабелей, что даже бывалые администраторы не сразу могли сказать какой куда идёт.

Пришлось купить патчкорды 4-х цветов, разделить их по важности соединений.

Было

Стало

 

Прислал Сергей, ООО "РА РТС РОСНЕТ" Комсомольск-на-Амуре

 


Тайские связи.

 

Прислал Voyager_Myau.

 


А вот почти то же самое, что и в Тайване...

Closeup

Анонс

 

  • Узел 10-ти домов, как часть MAN (долгострой);
  • Чудо-рутер (полуужастик);
  • Пособие по конкуренции от Дальсвязи;
  • АДСЛ в щитке;
  • Письмо про IPv6 (жду дополнений автора);
  • Не все Vlan'ы одинаково полезны;
  • Стандартный городской индийский столб;
  • Зарисовки узлов разных провайдеров. Вечная тема (много фотографий гарантировано);
  • Традиционный пункт - ссылки на интересные места Сети. Присылайте письма - они очень нужны для обзоров. Обязательно сообщайте, нужна ли Ваша подпись, ссылка, или лучше обойтись без нее;
  • В "ужастиках" - телефония в Brooklyn, NY.
От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/articles/reviews/15481/rojdenie-trafika.html

Комментарии:(3) комментировать

9 февраля 2010 - 22:23
Navu:
#1

Из популярных "экономических" книг менее всего нравится "Почему Россия не Америка" Паршева. Не то, чтоб нестыковки в теории автора сильно глаз резали, и пишет он так, что оторваться тяжело, и фактов забавных рассыпано по тексту не считано...

Просто обидно, когда по мозгам сразу бьют объективно неблагоприятными условиями жизни и работы в стране. Да еще по тексту, как тревожная мелодия, за отчаянным оптимизмом слов проходит скорее оправдание, а не надежда. В итоге ощущение как от блокбастера без happy end'а.

Впрочем, это уже очень далеко от провайдинга. В котором, однако, есть свои "климатические" изгои. Как пример можно взять региональный хостинг. Не хотелось бы проводить аналогии между трафиком и деньгами - это будет сравнение, сильно "притянутое за уши". Общий тут только эмоциональный фон...

Но по порядку.
Сейчас в хостинге, по меркам операторов связи, крутятся очень небольшие деньги. В то же время, это быстрорастущий телеком, вложения в который сулят туманные горы диамантов.

Полный текст новости


9 февраля 2010 - 22:23
Гость_Я_:
#2

Забавно почитать обзор 2005 года. Особенно с учетом нынешнего положения вещей


9 февраля 2010 - 22:41
Nag:
#3

А что-то сильно изменилось разве? Кроме цен, конечно...


Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться