vk_logo twitter_logo facebook_logo googleplus_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

Экспресс АМ1 или Хроника объявленной смерти.. 4

Дата публикации: 18.05.2010
Количество просмотров: 6772
Автор:

Новость с сайта ГПКС . Квинтэссенция полутора страниц в нескольких словах: С 24 апреля 2010 года в результате неисправности коррекция наклонения орбиты«Экспресс-АМ1»   невозможна.  ГПКС надо отметить молодцы - сработали на опережение - слухи ходили всю прошлую неделю, но не одно СМИ не опубликовало  ничего об этом. Мне например из Ведомостей позвонили  только сегодня , в понедельник

Проблемы «потерянного десятилетия 90-х « в нашей космонавтике нашли еще одну жертву ..

Так как среди френдов не все доки в космической технике - обскажу все подробно.

Итак – современные спутники для телерадиовещания и спутниковой связи работают на Геостационарной орбите 36000 ка над землей над экватором, в этом случае спутник как бы неподвижно висит над одной и той же точкой земли и на него можно нацелить неподвижную антенну. Но Земля наша не идеальный шар а сплюснутый, + горы там всякие и поэтому спутник под давлением законов им. И.Ньютона «танцует» в данной точке, постепенно разбалтываясь В год отклонение может достигнуть 1 градуса. Дабы его закрепить в точке прицеливания наземных антенн ИСЗ оборудован двигателями коррекции, в качестве которых сейчас используют обычно Электроракетные двигатели см. Википедию  

Отмечу что СССР был пионером их развития , с начала 60-х 3 кафедры (в хариковском и московском (каф.208 )  авиационных и МВТУ (Э-8)  готовили по 50 человек  каждый год. Среди них был и я.. Серийное производство начали в 80-х в ОКБ ФАКЕЛ (Калининград)   куда меня распределяли после Бауманки и где я провел несколько месяцев во время аспирантуры на испытаниях двигателя типа СПД М-290 , в отделе того самого Мурашко который ныне Главный Конструктор ...

 Двигатели типа  СПД имеют малую тягу и могут очень точно и мягко подталкивать ИСЗ в нужную точку. Зато им надо в 10-15 раз меньше рабочего тела (газа ксенона) чем прожорливым ЖРД..

Итак, данная Двигательная установка отказала. Скорее всего не просто двигатель,  их скорее всего 4 , а система управления или электропитания. Для работы ЭРД типа М-100 или М-290, что делает Факел надо несколько киловольт. Получить их, кстати, на ИСЗ, солнечные батареи которого дают 20 или чуть более вольт сама по себе непростая задача.. Еще одна уязвимая точка это система управления, качество комплектующих которой «мейд ин в СССР»  общеизвестно ..

ИСЗ имеет еще и ЖРД жидкостные ракетные двигатели мощные, но ими не покорректируешь включил на минуту и вжик уже на другой орбите. Они нужны для дальних переходов и при отправки ИСЗ в свой последний путь   на космическое кладбище – орбиту захоронения..

 Итак АМ1 останется без корректировок орбиты и начнет «болтаться» .. Что это даст ?? Антенны светят в космос   тонким лучом с конусом от 0,2 градусов при 9 м до 2 градусов при 60 см. если спутник сдвинулся от точки прицеливания  то ЗССС начнут не попадать в антенну ИСЗ и сигнал начнет слабеть.. Для ЗССС (земные станции спутниковой связи) с системой трекинга или автосопровождения – ничего особенного как работали так и будут, но ЗССС оборудованных  трекингом очень мало,  штатно только на антеннах  4 м и более. А на VSAT трекинга обычно не бывает.. При этом чем больше диаметр антенны, тем хуже для ЗССС в этой ситуации. Лучше всего будет тем,  у кого антенны 1,2 м или около того. Они могут не заметить проблем месяцев 6..

А вот 2,4 метра или на краях зоны освещения проблемы начнутся  быстрее..

По ком звонит колокол?? Глянем на таблицу частот Телеспутника 

Итак,  куча телевизионщиков. Первые пострадавшие региональные ГРТК, которые вещают в С диапазоне 4000+ МГц и имеют в своих областях по районам и деревням антенны 2,4 метра и более ..

Потом уже в Ку диапазоне 11000+ МГц на очереди цифровые пакеты ГПКС , ТВ Узбекистана и Азербайджана..
Надо отметить, что обычные зрители с индивидуальными антеннами АМ1 не принимают – речь идет о распределительных сетях когда ТВ сигнал подается из области в район а там идет на местную телевышку и ли кабельную сеть ..

И далее операторы VSAT сетей AltegroSky (1000 станций), СТЭК.КОМ (2500), ГлобалТелепорт  (8..9000 !!!), ЮСТТЕЛЕКОМ (400).. то есть ЧЕТВЕРТЬ всего российского рынка VSAT!!!

Оборудовать абонентские ЗССС системой трекинга  экономически бессмысленно для антенн 1,2 м, их кажется даже непроизводят..

Легче всего может обойдутся Операторы магистральных сетей, работающие в С диапазоне  на больших станциях там могут быть станции с трекингом..Для VSAT сетей в С диапазоне (вроде такая сеть есть у СвязьТрансНефти)  положение хуже..

Короче говоря ситуация ОЧЕНЬ СЛОЖНАЯ. Помощи можно ждать только от заграницы – первые российские ИСЗ нового поколения Ямал-300К и Экспресс АМ4 запустят в конце 2011 и в другие позиции 90Е и 80Е соответственно. Правда, на Западе есть ряд бортов, кто закрывает Запад России и Интелсат-12, и Сириус -3 , и Евтелсатов пара и др.

Но оперативно и шустро могут бегать частные компании те же ВСАТ Операторы – а ВГРТК им проще, они люди государевы:  «А подать сюда сегменту поболее и подешевше!!». Откуда и как ?? Не волнует!!

ГПКС не позавидуешь совершенно – ему в 2002..2004 вручили   5 ИСЗ три из которых АМ11, АМ2 и АМ1  проработали оот 15 до 55% гарантийного срока.. С такой техникой биться на конкурентном рынке против Евтелсата и Интелсата  практически  невозможно..

Вообщем , автор будет следить за развитием событий из самой их гущи....  Кризис это ведь не тлько потери , но и возможности...

Источник

От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/articles/blogs/18672/ekspress-am1-ili-hronika-obyyavlennoy-smerti-.html

Комментарии:(4) комментировать

18 мая 2010 - 11:17
Robot_NagNews:
#1

С 24 апреля 2010 года в результате неисправности коррекция наклонения орбиты«Экспресс-АМ1» невозможна. ГПКС надо отметить молодцы - сработали на опережение - слухи ходили всю прошлую неделю, но не одно СМИ не опубликовало ничего об этом. Мне например из Ведомостей позвонили только сегодня , в понедельник

Полный текст новости


18 мая 2010 - 11:17
ahey:
#2

что-то я про наши спутники очень давно не слышал других слов, кроме как "ситуация очень сложная"


18 мая 2010 - 15:09
Гость_ilo_:
#3

и они еще хотят чего-то поиметь с европейского рынка?


19 мая 2010 - 17:06
мишаня сучков:
#4

Скоро всё кирдыкнится нафиг и МКС и спутники и Глонас.
Во всём виноваты тэндеры которые всякие ФГУП устраивают и привлекают всякике купленные компании которые выигрывают их.
Надо собственное производство развивать а не у Тошибо технологии клянчить.


Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться