vk_logo twitter_logo facebook_logo googleplus_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

Как Роскомнадзор будет поисковики и анонимайзеры проверять

Дата публикации: 30.08.2017
Количество просмотров: 2772
Автор:

На Федеральном портале проектов нормативных актов накануне появилось несколько документов, разработанных Роскомнадзором. В этих документах сухим языком закона ведомство поясняет порядок блокировок анонимайзеров и VPN, которые не согласятся выполнять требования закона 276-ФЗ, регулирующего деятельность сервисов, предоставляющих услуги по обходу госблокировок. Следом за этим приказом, ведомство выпустило еще один документ, где описывается регламент, по которому будет бороться с появлением в поисковых системах ссылок и рекламы на запрещенные не территории РФ интернет-ресурсы.

Документы, что ни говори, монументальные. Это можно понять хотя бы по величине и сложности их названия. Итак, какой же алгоритм действий предлагает Роскомнадзор в отношении сервисов обхода блокировок, нарушивших законодательство.

Согласно документу, бремя проверки соблюдения законодательства сервисами VPN, proxy и анонимайзерами ляжет на сотрудников Роскомнадзора и его региональных отделений. Также осуществлять контроль будут обязаны должностные лица предприятий радиочастотной службы.

Регламент подразумевает, что уполномоченные лица будут устраивать проверки на местах, не уведомляя об этом представителей объекта контроля (сервисов VPN, анонимайзеров). Сам контроль будет осуществляться "на основе данных федеральной государственной информационной системы информационных ресурсов, информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым ограничен (далее – информационная система), информации, получаемой от граждан, организаций, государственных органов, информации, размещенной в  общедоступных источниках". Иными словами, реагировать уполномоченные будут даже на "доносы".

Как отмечено в проекте приказа, "ревизор" от Роскомнадзора и прочих, полагаясь на данные информационной системы, должен установить факты подключения владельца средств обхода блокировок к интернет-ресурсам, доступ к которым заблокирован. Также проверяющий установит, есть ли у рядового пользователя интернета возможность подключиться к запрещенным интернет-ресурсам, используя данный сервис обхода блокировок.

На проведение всего мероприятия проверяющему отводится один рабочий день, а после завершения всех проверок составляется акт, где должна быть указана дата ее проведения. В этом же документе должны быть отражены данные о сотруднике, проводившем контроль, а также вся информация о программах, позволяющих получить доступ к заблокированным сайтам.

В документе прописан и алгоритм действий на случай обнаружения нарушений. Так, при выявлении таковых, проверяющий фиксирует копию страницы или нескольких страниц запрещенных интернет-ресурсов. После этого проверяющий составляет докладную записку на имя своего руководителя с "именами и датами". К этой самой записке прикладываются копии страниц запрещенных интернет-ресурсов, добытые инспектором. Видимо, это приложение к докладной будет, своего рода,  доказательством нарушения. Как оно будет представлено неясно. Может быть, в виде скриншота с монитора?

По итогу, нарушителю будут давать всего два дня на исправление ситуации, иначе он будет заблокирован без суда и следствия. Оспорить это решение будет уже невозможно.

Вот такой вот чёткий и по-армейски строгий регламент разработали в Роскомнадзоре, где ранее, специально для VPN-сервисов, написали целый "талмуд" по подключению к госсистеме. Подробный разбор этого документа можно прочесть на портале общественной организации "Роскомсвобода".

Как ожидалось, проект приказа вызвал множество критических высказываний от рядовых пользователей российского сегмента сети. Впрочем, так аудитория встречает все последние инициативы по регулированию интернета.

Специалисты отрасли назвали документ "сырым и недоработанным", а многие определения, прописанные в приказе, размыты и неясно сформулированы. Так, руководитель движения "Роскомсвобода" Артем Козлюк считает, что двух дней на принятие решения о блокировке того или иного сервиса будет недостаточно. Учитывая тот факт, что в документе не прописано какого-то алгоритма общения представителей Роскомнадзора и руководства сервиса-нарушителя. Это может создать неприятные прецеденты.

От блокировки VPN-сервисов могут пострадать и рядовые сотрудники IT-отрасли. Например, под "Дамоклав меч" Роскомнадзора с легкостью могут попасть интернет-ресурсы, на которых программисты обсуждают выбор VPN-сервиса для неких профессиональных нужд, а не для обхода интернет-блокировок, считает директор проектов Института исследований интернета Ирина Левова.

Между тем, разработчики документа честно признаются об отсутствии какого-либо российского или международного опыта в текущей сфере деятельности. Таким образом, российские власти станут первыми, кто попробует запретить деятельность сервисов, предоставляющих способы обхода блокировок. Такое не практиковалось даже в Китае, хотя также стало внедряться относительно недавно, пишет "Роскомсвобода". Эти меры уже имеют в Поднебесной определенный успех, где крупные корпорации постепенно сдаются напору властей, сливая "несертифицированные" VPN из онлайн-магазинов. Не подразумевает реализация положений документа и какой-либо финансовой нагрузки на государственный бюджет.

Аналогичный проект приказа c алгоритмом действия в отношении операторов поисковых систем также накануне появился на портале государственных инициатив. Процедура проверки в отношении "поисковиков" будет схожей. Проверки коснуться лишь наличие рекламы и отображений в поисковых запросах ссылок на методы обхода интернет-блокировок. В отношении операторов поисковых систем, у которых найдут нарушения, будут применяться методы дисциплинарного взыскания в виде наложение административного штрафа на граждан в размере пять тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Эти два документа далеко не первые, разработанные ведомством для планомерного воплощения в жизнь требований 276-ФЗ. Первый проект приказа к закону касается требований к "технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования системой учёта заблокированных ресурсов (ФГИС)". Его обсуждение должно закончиться на днях.

Следующим документом, подготовленным к законопроекту, стал проект приказа, в котором устанавливается порядок подключения и доступа владельцев анонимайзеров, VPN и других соответствующих сервисов, а также поисковиков к федеральной государственной информационной системе (ФГИС), содержащей перечень информационных ресурсов, информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым ограничен на территории России, и "к размещённой в ней информации в режиме обработки и использования такой информации". Обсуждение этого документа должно закончиться 7 сентября.
 

Третий регулирующий документ разрабатывало уже Минкомсвязи РФ. В нем прописан алгоритм взаимодействия Роскомнадзора и ФСБ по получению сведений о сервисах, попадающих под требования законопроекта.

Итак, подготовка к исполнению закона о запрете средств обхода блокировок идет полным ходом. Размытые формулировки законопроекта и иных регулирующих документов никак не смущают разработчиков законопроектов. С введением этих нормативных актов Россия становится первопроходцем в деле регуляции и контроля за исполнением запрета анонимайзеров и VPN.

Материалы на тему опубликованные ранее:

С карандашиком: 276-ФЗ

Как будут запрещать VPN

 
От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/articles/article/32311/kak-roskomnadzor-budet-poiskoviki-i-anonimayzeryi-proveryat.html

Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться