1. Статьи
Заметки пользователей
13.03.2017 07:40
11834
5
13.03.2017 07:40
PDF
11834
5

"Ростелеком" пересмотрит свою стратегию в сегментах B2B и B2G

Автор: c0mandir

Первого марта на сайте ПАО "Ростелеком" было объявлено* о "закупке" консультационных услуг у компании ООО "Бостон Консалтинг Груп", которая должна будет определить направления развития "Ростелекома" в сегментах B2B/B2G и разработать операционную стратегию. За эту работу "Ростелеком" готов заплатить более 1,2 миллиона евро.

Известно, что во второй половине февраля этого года обсуждался вопрос отставки Сергея Калугина (см. "Президента "Ростелекома" могут заменить") и шло согласование кандидатуры на его место. И вот с марта 2017 года в ПАО "Ростелеком" приступил к работе новый президент компании Михаил Осеевский. При изучении его трудового пути можно увидеть, что у него нет никакого опыта работы в телекоме.

Возможно, что "закупка" консультационных услуг "Ростелекомом" случайно по времени совпала со сменой топ-менеджера. А может и неслучайно, так как пришедший новый руководитель традиционно приступает к анализу работы предшественника. В случае с "Ростелекомом" такая ревизия того, что делали и что планировалось делать, точно необходима, ведь по итогам работы в прошлом году выручка компании практически не выросла относительно 2015 года. В отчёте о результатах деятельности ПАО "Ростелеком" в 2016 году прирост выручки выглядит просто смешно: исполнителям, готовившим этот документ, пришлось использовать сотые доли процента.

"Ростелеком" пересмотрит свою стратегию в сегментах B2B и B2G

В бухгалтерском отчёте ПАО "Ростелеком" сообщается, что выручка в 2016 году относительно 2015 года выросла всего на 91 млн. рублей

Непонятно, почему понадобилось привлекать российское подразделение всемирно известной Boston Consulting Group для анализа именно сегментов B2B и B2G, ведь в этих сегментах рынка "Ростелеком" добился роста выручки, полученной от крупных корпоративных клиентов федерального уровня и государственных клиентов федерального уровня, соответственно, на 6 процентов и на 17 процентов. Правда, если обратить внимание на результат работы со всеми клиентами B2B/B2G, то результат скромнее – "+ 2,5% год к году", но это лучше, чем рост выручки по всем клиентским сегментам в размере "+ 0,03% год к году". Официальная инфляция в России в 2016 году была более 5 процентов, поэтому результаты работы компании в целом трудно считать хорошими.

Что "Ростелеком" получит от Boston Consulting Group за 1,227 миллиона евро

Приглашая консультантов, в "Ростелекоме", скорее всего, рассчитывают на то, что за счёт изменения стратегии удастся поправить ситуацию с выручкой в среднесрочной перспективе. Руководство "Ростелекома" также получит информацию о положении компании на рынке, о перспективных направлениях развития бизнеса, будут предоставлены прогнозы, сценарии и альтернативные варианты, дополненные финансовыми расчётами.

ПАО "Ростелеком" в своём техническом задании разделил весь объём консультационных услуг на два взаимосвязанных этапа. Первый этап, продолжительностью не более 7 календарных недель, называется "Определение возможностей для ПАО "Ростелеком" в области основных услуг и новых сервисов в сегменте B2B и B2G".

На этом этапе сотрудники ООО "Бостон Консалтинг Груп" проведут детальное исследование текущей позиции Заказчика на рынке телекоммуникационных услуг в рамках сегмента корпоративных и государственных заказчиков: присутствие (доля) на рынке и продуктовое предложение по основным группам продуктов и услуг.

Исполнитель также должен представить аналитическую информацию и прогнозы/ожидания по нескольким ключевым вопросам:
— факторы роста ШПД в 2017-2019 гг., в том числе влияние 5G в сегментах B2B/B2G;
— рынок фиксированной телефонии, включая оценку текущего состояния и сценарии развития фиксированной телефонии до 2020 года. Должен быть представлен и анализ других телеком-операторов в России и в других странах с точки зрения аналоговой телефонии / перехода на IP-телефонию;
— стратегия MVNO и конвергентных услуг ("Ростелеком" интересуют лучшие мировые практики, сценарии развития конвергентных услуг на российском рынке для сегментов B2B/B2G);
— прогноз по выручке от ИКТ-услуг (услуги, кроме фиксированной телефонии, ШПД и VPN). Кроме прогноза, должен быть представлен анализ предложения 4-6 европейских телеком-операторов в части ИКТ-услуг и анализ опыта приобретения европейскими операторами ИКТ-компаний.

Второй этап, продолжительность которого ограничена двенадцатью календарными неделями с даты подписания договора, называется "Разработка операционной модели и инициатив для внедрения в сегментах B2B/B2G". Этап не менее серьёзный с точки зрения объёмов аналитической работы и запрошенной Заказчиком прогнозной информации.

Исполнитель должен представить свои выводы относительно инфраструктуры и операционной модели ПАО "Ростелеком" для случая принятия стратегии технологического лидерства (лидерство на российском телекоммуникационном рынке по размеру и качеству собственной инфраструктуры), должен оценить влияние новой бизнес-модели ПАО "Ростелеком" на верхний уровень организационной структуры, должен предложить изменения в операционной модели "Ростелекома", которые могут потребоваться.

В "Ростелекоме" ждут от исполнителя анализ стратегических возможностей и угроз 5G, последствия выхода на рынок с продуктами на основе 5G. Консультанты должны подготовить "Дорожную карту" на период 2017-2020 годов, которая будет содержать ключевые, значимые точки ("вехи") и основные этапы по трансформации B2B/B2G. В дополнение к этому сотрудники ООО "Бостон Консалтинг Груп" должны изложить инициативы по трансформации операционной модели ПАО "Ростелеком"  в таких составляющих деятельности компании, как предложение продуктов и сервисов, каналы продаж и обслуживание, инфраструктура и ИТ.

Результаты работы, представленные в виде отчётов и презентаций, также должны содержать финансовые модели и прочие расчеты (файлы Excel).

Ближе к концу трёхмесячной работы необходимо организовать семинар для сотрудников ПАО "Ростелеком", которые руководят продажами и обслуживанием клиентов B2B/B2G.

В проекте договора между ПАО "Ростелеком" и ООО "Бостон Консалтинг Груп" указана стоимость консультационных услуг  – 873200 евро, включая НДС. Прибавив к этой сумме ещё "поощрительное вознаграждение" в размере 354000 евро (включая НДС), получим итоговую сумму более 1,2 миллиона евро.

5 комментариев
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Robot_NagNews
Robot_NagNews

Материал:

1-го марта на сайте ПАО "Ростелеком" было объявлено о "закупке" консультационных услуг у компании ООО «Бостон Консалтинг Груп», которая должна будет определить направления развития "Ростелекома" в сегментах B2B/B2G и разработать операционную стратегию. За эту работу "Ростелеком" готов заплатить более 1,2 млн. евро. Что могло стать причиной обновления стратегии – об этом в заметке.

 

Полный текст

wanderer_from
wanderer_from

Давай, я попробую объяснить что произошло на самом деле. Можно долго холиворть по любому поводу, но меня трудно заподозрить в любви и обожании Мегачемпиона - по этому, ящщитаю, моё мнение довольно объективно.

 

1. РТК не может отказаться от этих работ. Дело в том, что Ростелек - публичная компания и даже имеет листинг ADR на западных рынках. Во Франкфурте, например. А это означает соблюдение правил. Это издержки публичных компаний вообще.

1а. Среди обязательных "услуг" является еще и аудит, например. Иначе - делистинг и акции падают ниже плинтуса.

1б. и даже больше - РТК еще платит так называемым маркетмейкерам. Это такие спекулянты, которые обязуются покупать и продавать акции с определенным спредом в рыке. Да - маркет-мейкеры зарабатывают на курсовой разнице и им еще и приплачивают. Но они же еще и рискуют, потому что обязаны выкупать бумаги при, например, резком движении вниз. А на этом можно неиллюзорно угореть, если эммитент немножко накосячит.

 

2. BCG еще не самый мерзкий консалтер. Но консалтер по стратегии должен быть "с именем", потому что иначе доверие биржи будет совсем не радостным. Вообще существует так называемая "большая консалтинговая тройка" - МакКинзи, Бейн и Би-Си-Джи. И по большому счету стратегию заказать больше и не у кого. И не потому что другие не могут, а потому что рынок очень мелкий, и конкуренция схлопнула биржевых консалтеров по стратегии до трех игроков. Остальные просто не выживут на этом рынке, ибо расходы там очень не мелкие, а круг заказчиков весьма ограничен.

 

3. Стратегический консалтинг по определению нельзя делать внутри компании - это потому что внутренняя кухня "мылит глаз" и "как бы чего не вышло". Тупо нужен "взгляд со стороны" или какой-нибудь helicopter view. Внутренние стратеги, конечно, в компании существуют, но их задача не в том, чтобы "написать стратегию", а в том, чтобы разделить ответственность с внешним консалтером. Ну, типа есть руль, которым рулят, есть приборы, которые показывают там скорость оборотов и скорость. А есть метрологическая контора, которая определяет на сколько врет конкретный прибор. По сути стратегический консалтинг это "юстировка измерительной техники" - они проверяют на сколько грамотно и правильно написана уже действующая стратегия, нет ли там методологических и/или арифметических ошибок и вообще - может стратеги в силу корыстных интересов добросовестно заблуждаются.

 

Короч, ёрничание по поводу "непонятно зачем" - не в кассу. И тем более нет никакой конспирологии по поводу смены руководства. Просто пришло время обновить стратегию и заплатить за это.

NN----NN
NN----NN

1. То, что изложено в комментарии, мне прекрасно известно, так как и в теории (покупал-читал разные книжки по стратегии, стратегическому менеджменту, диплом писал по стратегии выхода на рынок) и позже на практике (по работе) стратегическому планированию много времени посвятил.

 

2. Темы "неужели в РТК все такие тупые, что не могут стратегические планы подготовить" и "лучше стратегию писать самим" не стал затрагивать. Почему? Потому, что в случае с "Ростелекомом" всё в твоём комментарии правильно изложено, всё так с одной поправкой про "консалтера с именем" см. п.3 ниже).

 

3. Ты, похоже, не читал проект договора, а там есть любопытный пункт 5.5:

"Ни одна из Сторон не должна без предварительного письменного одобрения другой стороны делать какие-либо публичные объявления о совместной работе. Если это не требуется законом, не должно быть ссылок на Исполнителя ни в каких проспектах, документах о предстоящих собраниях акционеров, эмиссионных меморандумах (предложениях) или аналогичных документах или материалах, предназначенных для публичного распространения." Так что, БКГ предпочитает остаться неизвестным.

 

4. Конспирологии конечно нет - просто ушедший президент показал неожиданно скромные результаты при том, что государство постоянно подкидывает проекты и создаёт/поддерживает условия для монопольной работы РТК, а с другой стороны, Калугин много чего всё-таки сделал и поэтому получил предложение поработать в Минкомсвязи.

 

5. По поводу "нужности срочного обновления стратегии", потому что пришло время, как ты пишешь - не согласен. Склоняюсь к тому, что "пришло время" чётко связано именно с приходом нового топ-менеджера.

 

6. По поводу итоговой суммы за конс. услуги. Как-то странно выглядит эта "добавка", названная "Поощрительное вознаграждение", выплачиваемое за качество оказанных услуг. При том, что основная сумма должна быть отработана качественно и в срок.

wanderer_from
wanderer_from

Ты, похоже, не читал проект договора, а там есть любопытный пункт 5.5

конечно не читал - у меня времени нет на это :)

Стандартная формулировка тащмета. Потому что если прокол, то "вали все на консалтера", а это никому не нужно. Консалтер только дает данные, а решения принимает клиент.

 

ушедший президент показал неожиданно скромные результаты

Как раз ожидаемо - стратеги три года назад обо#рсались, поставив на телек. В итоге РТК затратил хренову гору бабла на развитие услуги, которая убыточна по определению, а если посчитать еще и те маркетинговые бюджеты, что были ввалены в "интерактивное телевидение", то конски убыточное. Калугин пришел из телека и думал, что он самый умный. Вот и результат.

 

Калугин много чего всё-таки сделал и поэтому получил предложение поработать в Минкомсвязи

Судя по результатам работы Минкомсвязи, то там собрали вообще все нифеля и помоешников, что в рынке работы себе найти не смогли. И даже на дикие законы ни полсловечка вякнуть не посмели. МКС это не награда - это ссылка для импотентного руководителя.

 

Что касается Калугина и что он сделал:

1. Про#рал сотни нефти на промоушн телека, когда надо было заниматься интернетами

2. Слил фиксу, хотя там можно было еще побороться

3. Слил таксофоны и УУС

4. Слил всю мабилу, что оставалась еще дышащей

5. Фейл с Теле2 на его совести. Все вот эти вот прыжки и ужимки с ВТБ и "передачей активов в СП" - там прокуратура должна уже давно работать. И это не считая слива МРК и кидков акционеров. Впрочем, это Провороторова наследство.

6. И даже когда контора совсем начала просаживаться - максимум на что хватило - проблеять "а может не будем Теле2 на балансы брать?". Но там же Провороторов с маршалами - им вякать опасно.

 

Так что Калугина надо гнать ссаными тряпками, а не в министерство. Впрочем, какая разница - мкс все равно ничего не решает и там такие фуфелы как раз востребованы.

 

По поводу "нового перзидента" - то его задача щяс не контору развивать стратегиями. Его задача - спасти бабло ВТБ. Сколь там миллиардов маршалы помыли, включая казначейки - сам посчитай.

NN----NN
NN----NN

Калугин много чего всё-таки сделал и поэтому получил предложение поработать в Минкомсвязи

Судя по результатам работы Минкомсвязи, то там собрали вообще все нифеля и помоешников, что в рынке работы себе найти не смогли. И даже на дикие законы ни полсловечка вякнуть не посмели. МКС это не награда - это ссылка для импотентного руководителя.

...

"Закон" Паркинсона: один из методов избавиться от кого-либо - это отправить его на повышение. Правда другой "закон" гласит, что в процессе движения по карьерной лестнице каждый достигает своего уровня некомпетентности. Так что состав и качество МКС просто соответствует этим законам.