А давненько мы, друзья, не анализировали происходящего с нашей всеми любимой старой доброй телефонией. Что там нового происходит - это же интересно! Ну, и разберемся с терминологическими разногласиями заодно. Что там будем хоронить…
Для тех, кто наткнулся на сериал RIP PSTN в первый раз, попробую хотя бы частично привести хронологию событий:
На этом, пожалуй, экскурсию в прошлое можно завершить, и посмотреть, что там, в телефонии, происходит сегодня.
Расчетная "дата смерти" фиксированной телефонии в США была назначена на 2018 год, напомню. Осталось совсем немного.
И можно одним глазком взглянуть, что там происходит. Для чего необходимо сходить на сайт FCC и взглянуть.
Отчет свежеопубликованный - 30 ноября 2016 года. Но по итогам 2015 года. Более нового нет у меня.
Но отчет интересен и примечателен и в полной мере раскрывает текущие тренды:
Это количество действующих контрактов вообще. Ого! Да там же все растет! Мобильная связь, разумеется, быстрее. Но и Fixed тоже! В декабре 2014 года было 97,8 миллионов контрактов, а в декабре 2015 - уже 102,2 миллиона, что дает нам 4,5% годового прироста абонентской базы. Рост не взрывной, но и стагнацией это трудно назвать, на столь крупном рынке.
Потому что этот график отражает количество подключений к Интернет. :)
А вот график по теме обзора:
И тут картина менее радужная. Мобильная абонентская база в декабре-15 достигла цифры 334,6 миллионов контрактов (рост к предыдущему году на 3,75%), а вот "фиксированная телефония" снизилась до 64,572 миллионов абонентов, что составило 5,2% падения.
Но!
Но при этом количество VoIP-абонентов выросло до 59,13 миллиона, что составило 4,2% роста.
То есть, наблюдаемое явление вовсе не отток, а миграция абонентов на более современные виды связи.
По фиксированным услугам есть и более детальные срезы:
Для наглядности - доли различных технологий телефонии в секторе Residential (грубо - "домашние") телефонии:
И технологии в секторе "бизнес":
ILEC означает Incumbent local exchange carrier - "действующие местные операторы". Их сервис Switched, то есть "привычные коммутируемые телефонные линии", занимают менее половины рынка и в случае "домашних телефонов", и в случае "услуг для бизнеса". "Местные операторы" при этом пытаются оказывать и услуги VoIP. Но как видно, проигрывают конкурентную борьбу операторам Non-ILEC или "не местным игрокам", которые откусили уже половину рынка.
И таких операторов довольно много: Vonage, 1-VoIP, Phone Power, Voipo - тысячи их!
Включая, например, Google Voice - сервис, не доступный из России.
Дело в том, что у операторов VoIP в США есть некоторые преференции, по отношению к "традиционным операторам". Нет, они точно так же обязаны обеспечить подключение к экстренной службе "E911", платят "сбор универсальной услуги" и прочие обязательные платежи, предусмотренные FCC, и обязаны использовать оборудование CALEA. Но поскольку операторы VoIP не имеют собственного кабельного хозяйства (особенно "последней мили"), то услуги за коннект, особенно междугородный/международный, у них сильно дешевле. А еще операторы, оказывающие такие услуги nomadic (блуждающим) абонентам, иногда не могут определить их физическое местонахождение, что влечет другие требования к CALEA и сильно упрощенный механизм отчетности "органам правопорядка".
Последнее вызывает лютую ненависть у "традиционных операторов" ILEC и периодические споры с регулятором. Впрочем, регулятор так же технично отмахивается от наездов, мотивируя тем, что "FCC не вправе вмешиваться в научно-технический прогресс" и "технологическую нейтральность".
Именно поэтому традиционная телефония падает, а VoIP растет. Но не так сильно, как могла бы.
Потому что есть еще один фактор, который не дает PSTN умереть быстро и безболезненно.
Имя фактору:
Оказывается, чтобы соединить двух абонентов по VoIP все равно нужны провода. Ну, да. Чтоб организовать IP-соединение. Интернет, в общем, нужен.
И вот тут ILEC-операторы оказываются на коне, потому что как раз и владеют такой инфраструктурой:
Это табличка отражает, что при наличии 51 миллиона абонентов у "традиционных операторов" (это AT&T в первую очередь, конечно, но не только), за чисто телефонную линию платит только 32,5 миллиона абонентов.
Вот такой расклад получается для "традиционных операторов":
Чуть больше половины платит только за "голос", 29% - "за голос и интернет" и 20% абонентов используют телефонную линию исключительно для xDSL.
"Нетрадиционные операторы" (тут, речь, очевидно, идет больше о "заклятом друге" Verizon) тоже продают "чистый голос", но только трети своих абонентов. При этом умудряясь продавать аж 61% проценту пакет "интернет+IP-телефон":
На Over-The-Top телефон при этом отводится всего 10% рынка!
Еще более детальные данные можно взять на сайте FCC (повторяюсь) в виде эксель-файлов и всячески их покрутить. Причем, в динамике, начиная с 2004 года.
Я же сделаю небольшие выводы, но без иллюстраций:
И самое главное - вывод из эксплуатации телефонных линий тормозит… интернет-доступ. По "меди" работает довольно много оборудования xDSL (25 миллионов абонентов, если быть точным), которое никто пока заменять на гиперсовременную оптику не торопится. Очевидно, по экономическим причинам. Ну, и работает же!
Технологически же, рынок интернет-подключений домохозяйств в США на конец 2015 года выглядит так:
Пояснения:
Ну, и, пожалуй, самая спорная часть обзора - куда все идет, и чем это грозит.
Но, прежде всего, оговорюсь, что телекоммуникационный рынок США и России довольно сильно отличается. Это заметно хотя бы по занятым различными технологиями организации доступа рыночным долям.
Кроме того, поведенческие модели жителей США и России не менее сильно отличаются.
Но если принять происходящее движение технологий в США за подобие "машины времени", то можно попробовать что-то прогнозировать. Хотя бы потому, что, как ни крути, но почти все телеком-новации родом из США - в силу наличия мощнейшего ИТ-коммьюнити и крупнейших разработчиков программного обеспечения и оборудования. Все разработчики рано или поздно оказываются резидентами "Кремниевой Долины".
Так вот, движение такое:
Таким образом, технологически места для развития "старой доброй телефонии" просто не остается.
Для организации "голосовой связи" остается только технология Voice-Over-IP со всеми вытекающими последствиями, которые заключаются в следующем:
Где взять сервис, но так, чтобы не сильно на него потратиться?
Ответ был в самом начале статьи:
Платформа телефонии от ITooLabs, которое не требует на внедрение совершенно небольших денег (никто вас не заставит покупать софтсвитч пятой категории):
А оконечное и пользовательское оборудование можно приобрести в Shop Nag.ru:
Еще одно не совсем очевидное наблюдение - это мода на всевозможные мобильные приложения от операторов связи. Обычно это некие агенты, где абонент может посмотреть баланс, провести оплату или узнать новости.
Впрочем, в маркетах (имеется ввиду App.Store и Google.Play в первую очередь, хотя и не ограничивая) иногда попадаются софт-фоны, брендированные под поставщика. Особой популярностью такие приложения почему-то не пользуются - я бегло смотрел и не нашел ни одного приложения, которое перешагнуло бы порог в сто тысяч установок, даже в 10К установок почти нет.
Но почему-то я не встречал универсального приложения, которое бы органично закрыло коммуникационные потребности абонента. То есть, такой вот полезный инструмент, с помощью которого можно позвонить и одновременно узнать состояние счета. Еще можно добавить, например, пульт ДУ к IPTV или поиск открытых Wi-Fi точек доступа со сквозной авторизацией. Нет, таких - не встречал…
Пожалуй, подожду:
Материал:
А давненько мы, друзья, не анализировали происходящего с нашей всеми любимой старой доброй телефонией. Что там нового происходит - это же интересно! Ну, и разберемся с терминологическими разногласиями за одно. Что там будем хоронить…
Полный текст
Go.
Джинса :(
Статья читается как: тренды вот такие не потому что они на самом деле такие, а потому что нам нужно вот это продать.
Переход с кое-какой аналитики на бессовестную рекламу слишком внезапный и наглый.
Ну давайте по тому, что в самом конце.
Ну вот куда такое? Пусть два приложения будет в телефоне - жалко что ли.
Полно таких. Правда, каждый производитель IPTV свой протокол пытается изобрести, но простим.
И тут тоже - проблема с общим стандартом этого дела.
правильно это - контент-маркетинг :)
Дай ссылок на гугло-плей, пжлст. Я рыл-рыл - не нарыл.
Есть такое, да. Но в одной сети такую штуку можно вполне запилить.
А недавно Wi-Fi альянс выкатил вот такую штуку - http://www.wi-fi.org/discover-wi-fi/wi-fi-vantage
Пока все сыро еще, но изучаю. И уже есть порядка сотни балалаек, которые сертифцированы на Vantage
Странно, мне казалось, что каждый производитель смарт-телевизора к нему андроид приложение пилит. Они что, управлять телевизором не умеют?
Ну а для самодельщиков Kodi в качестве IPTV и его приложение в качестве пульта.
Приложенек для VoIP - миллион. Приложенек для телека - миллион. Приложенек класса "кабинет провайдера" - десятки, может даже сотни.
Но я не нашел ни одного приложения - операторского комбайна. Почему комбайн?
Потому что - да. Жалко. а) занимает место и б) надо делать аж три лишних движения. Зачем?
Когда оно внутри приложения - оно тоже место занимает.
И движений с комбайнам даже больше.
1) Найти и запустить в экранах телефона иконку комбайна.
2) Найти и запустить в в приложении иконку пульта.
Сравни с просто так, отдельным приложением.
1) Найти и запустить в экранах телефона иконку пульта.
ну, как бы - нет.
Нарисовал скетч за три секунды не думая:
В продакшен!