vk_logo twitter_logo facebook_logo googleplus_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

Шесть из восьми операторов получат LTE-частоты

Дата публикации: 04.03.2016
Количество просмотров: 2908
Автор:

Стали известны итоги аукциона №2/2015. Право оказывать услуги связи стандарта LTE в диапазоне частот 2,5-2,7 ГГц получили шесть операторов — компании из "большой тройки" и три региональных оператора. На два лота (Магаданская область и Еврейская автономная область) претендентов не было. Затраты победителей — почти 8,3 млрд. рублей (это на 40% больше стартовой суммы лотов).

Напомню, аукцион состоял из трёх этапов — в течение трёх дней восемь компаний (см. "Восемь операторов будут бороться за LTE-лицензии"), допущенных к участию в аукционе, боролись за лицензии. Был предложен один лот, который охватывал 81 регион, и ещё 81 лот (частотный ресурс в отдельном регионе).

У каждого участника были свои цели и свои возможности. Много региональных лотов в процессе аукциона подорожали всего на 5% (14 лотов из 79) или на 10% (19 лотов), то есть за 1-2 шага "разыграли" примерно половину лотов. Некоторые регионы были интересны не одному-двум участникам и поэтому рост стоимости относительно стартовой был больше чем на 10%.

Компания МТС стала победителем на первом этапе (9-го февраля), она оказалась тогда самой щедрой — предложила почти 4 млрд. рублей (это на 35% выше стартовой цены) за федеральный лот (все регионы, за исключением территории г. Москвы, Московской области, Республики Крым и г. Севастополя). После того, как подвели итоги всего аукциона №2/2015, оказалось, что ПАО "Мобильные ТелеСистемы" ограничился только этим "квазифедеральным" лотом. Компанию МТС, судя по предварительным заявкам, интересовали отдельные региональные лоты, но ценовых предложений в процессе электронного аукциона на втором и третьем этапах она не подавала.

"С учетом текущей экономической ситуации, а также руководствуясь принципом разумной достаточности, МТС решила не участвовать в аукционе по региональным лотам LTE TDD. Мы считаем, что в ближайшие годы нам будет достаточно полосы частот LTE TDD, выигранной нами в федеральном лоте, — рассказал ComNews пресс-секретарь МТС Дмитрий Солодовников. — Эта полоса со временем будет агрегироваться с имеющимися диапазонами 2600 МГц, 1800 МГц и 800 МГц для ускорения скорости мобильной передачи данных и доступа в Интернет".

Также стало известно, что Tele2 (ООО "Т2 Мобайл") и ЗАО "Р-ТелеКом" (Чеченская республика) не выиграли в ходе аукциона ни одного лота. Частоты (лот №78, территория — Чеченская республика) получит другой участник из Чечни — ЗАО "Вайнах Телеком", оператор уже эксплуатирующий сеть LTE. А вот ООО "Т2 Мобайл" изначально не претендовал на покупку "квазифедерального" лота, а в борьбе на аукционе за региональные лоты планировал руководствоваться критерием "наиболее эффективное вложение средств и новая возможность для развития". Хотя компания ООО "Т2 Мобайл" и не вошла в список победителей, тем не менее её участие в аукционе, где были компании из "большой тройки", позволило получить определённый опыт, который может пригодиться в будущем. Судя по протоколу, Tele2 намеревался получить частотный ресурс TD-LTE в Санкт-Петербурге (лот №12), но почему-то уступил этот лот "МегаФону".

Напомню, что сейчас, в феврале 2016 года, проходил второй аукцион (на первом аукционе в прошлом году были предложены частоты в 9 регионах в диапазоне 1800 МГц), до этого частоты распределялись по итогам конкурса (как в 2012 году) или на основании процедур, в результате которых появлялось решение ГКРЧ. В какой-то момент пришли к тому, что частотный ресурс хорошо бы предлагать на аукционе, так как это даёт возможность увеличить конечную сумму, поступающую в государственный бюджет. В 2011 году Минкомсвязи было против реализации предложений, озвученных Tele2.

*  *  *

Tele 2 Russia предлагал ещё в 2011 году перейти от конкурсов к аукционам, считая этот способ более прозрачным, менее субъективным и более выгодным для государства c денежной точки зрения

Tele 2 Russia предлагал ещё в 2011 году перейти от конкурсов к аукционам, считая этот способ более прозрачным, менее субъективным и более выгодным для государства c денежной точки зрения

Заместитель министра связи тогда ответил так: "Аукционы далеко не всегда лучший способ распределения частот. Например, европейские операторы в начале 2000-х гг. выложили миллиарды долларов за 3G-лицензии, а потом на несколько лет остановились в развитии. Еще один риск – "частоты могут быть скуплены, но так и не введены в хозяйственный оборот", говорит он. Перепродажа частот невозможна тем более: во-первых, это государственный ресурс, во-вторых, не ясно, "как оценивать частоту, как ее ставить на баланс"".

*  *  *

Итоги первого же аукциона 2015 года, когда итоговая сумма оказалось в 6 раз выше начальной, подтвердили выгодность для госбюджета такого способа распределения частот. От второго аукциона, где предлагался менее популярный диапазон частот, такого же успеха вряд ли кто-то ждал. Результат не столь грандиозный, но и не провальный: конкуренция за федеральный лот и за некоторые региональные лоты добавила 40% к общей стартовой цене.

Если же рассматривать итоги аукциона по количеству лотов/регионов, выигранных той или компанией-участником, то следом за лидером МТС (у него  выигран федеральный лот, а это всё-таки 81 регион), на втором месте — компания "МегаФон". Этот оператор, уже имевший, благодаря покупке "Скартел", дополнительный частотный ресурс, в феврале 2016 года выиграл 40 региональных лотов. "МегаФон" должен будет перечислить за них 1,82 млрд. рублей, причём более 456 миллионов рублей в этой сумме — аукционная стоимость лота №12 (территория г. Санкт-Петербург). Ради этого лота "МегаФон" согласился заплатить в 3,4 раза больше стартовой стоимости. Финальная стоимость лота №12 и коэффициент удорожания стали рекордными в аукционе №2/2015.

Третье место по количеству выигранных лотов у "Вымпелком", компания получит частоты в 32 регионах, заплатив за них 1,59 млрд. рублей.

Информация об итогах аукциона №2/2015, представленная Роскомнадзором
Информация об итогах аукциона №2/2015, представленная Роскомнадзором
(обнаружил, что иллюстрация с ошибкой: лот №11 — "Вымпелком", а не "МегаФон")

ООО "ЕКАТЕРИНБУРГ- 2000" ("Мотив") будет пользоваться частотным ресурсом в пяти регионах — Свердловская, Тюменская и Курганская области, Ханты-Мансийский округ, Ямало-Ненецкий округ. За выигранные лоты придётся заплатить более 660 млн. рублей. Почему пишу "придётся"? Сравните: за 40 лотов "МегаФон" должен перечислить в 3 раза больше, чем "Мотив" за 5 лотов.

После борьбы (4 компании подали заявки с ценой) определилась финальная стоимость лота №78, доставшегося в итоге оператору "Вайнах Телеком". Она в 2 раза выше стартовой стоимости (начальная —- 24,5 млн. рублей, конечная — 50, 225 млн. рублей).

Чуть больше повезло ООО "Твои мобильные технологии" (дочерней компании "Таттелекома"): лот №57 (территория Республики Татарстан) при начальной стоимости 100 млн. рублей "ушёл" за 155 млн. рублей, то есть коэффициент роста цены 1,55.

Аукцион №2/2015

Особенность: для каждого лота была установлена своя стартовая стоимость, всего было предложено 81 региональный лот и 1 федеральный. Начальная стоимость федерального лота — арифметическая сумма начальных стоимостей 81 рег. лотов, то есть скидки "за опт" изначально не было.
Результат: два лота — №13 (Еврейская АО) и №31 (Магаданская область) никого не заинтересовали.
Возможные причины: неправильная (завышенная) начальная стоимость лотов: лот №13 — 3,8 млн. рублей, лот №31 — 5,2 млн. рублей
Например, лоты — №33 (Ненецкий АО) и №80 (Чукотский АО) имели меньшую стартовую стоимость 1,1 млн. рублей и 1,7 млн. рублей соответственно, были проданы с 5% удорожанием.

Информация об итогах аукциона №2/2015 (исправленная). Источник: Роскомнадзор

Информация об итогах аукциона №2/2015 (исправленная). Источник: Роскомнадзор

Особенность: часто оказывалось, что число претендентов на тот или иной лот мало. Имется в виду претенденты, реально участвовавшие и подававшие заявки с ценой.
Результат: около половины лотов операторы-победители получили по стоимости, незначительно отличающейся от стартовой. За отдельные лоты борьбы не было совсем, так как, судя по протоколу, 14 лотов из 81 достались оператору, который был единственным, подавшим заявку с ценой. 
Возможные причины: основная конкуренция за большинство лотов ожидалась между компаниями "МегаФон", МТС, "Вымпелком" и "Т2 Мобайл". Так как МТС не стал претендовать на региональные лоты после победы на первом этапе, а компания "Т2 Мобайл" почти не участвовала в аукционе (её заявки с ценой — 7 лотов), то большинство лотов предстояло разыграть/поделить между собой операторам "МегаФон" и "Вымпелком". Прагматичный подход, сохранивший  компаниям деньги и приведший при этом к нужному результату — соперничество за тот или иной регион заканчивалось после одного или двух аукционных шагов.

"Только две заявки с ценой" — самая частая ситуация, возникавшая в процессе аукциона №2/2015

"Только две заявки с ценой" — самая частая ситуация, возникавшая в процессе аукциона №2/2015

Особенность: Наличие среди претендентов на лот операторов, отличающихся размером бизнеса (федеральные и региональные).
Результат: удорожание лотов в 2-3 раза.
Возможные причины: с одной стороны, большие финансовые возможности у федеральных операторов, а с другой — желание регионального оператора идти до конца, чтобы не остаться без дополнительных частот в родном регионе.

Самое большое количество заявок от разных компаний поступило в борьбе за лот №78 (территория Чеченской Республики)

Самое большое количество заявок от разных компаний поступило в борьбе за лот №78 (территория Чеченской Республики)

Особенность: лоты были сформированы по принципу "один лот — один регион".
Результат: общая стоимость всех выигранных лотов в 1,4 раза больше, чем общая стартовая стоимость этих же лотов. При этом, несколько лотов были проданы по цене в 2-3 раза выше, чем первоначальная, а за лот №12 (Санкт-Петербург) нужно будет заплатить в 3,4 раза больше стартовой стоимости.
Возможные причины: все российские регионы отличаются как по текущему состоянию, так и по перспективам. К отдельным территориям был повышенный интерес, а к другим — минимальный.

Tele2 (ООО "Т2 Мобайл") был готов потратить почти 450 млн. рублей за частоты в Санкт-Петербурге, но "МегаФон" предложил больше и победил
Tele2 (ООО "Т2 Мобайл") был готов потратить почти 450 млн. рублей за частоты в Санкт-Петербурге, но "МегаФон" предложил больше и победил

Краткие итоги: В целом результаты аукциона положительные: заявки на участие в аукционе подали восемь компаний (все они были допущены), шесть смогут использовать дополнительный частотный ресурс. Несколько десятков операторов MMDS получат компенсацию от победителей. Почти все лоты были проданы, в российский бюджет поступит более 8 млрд. рублей.

От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/articles/article/28746/shest-iz-vosmi-operatorov-poluchat-lte-chastotyi.html

Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться