Вот уже два года, как в России действует антипиратский закон, борьба с пиратами все никак не заканчивается окончательной победой правообладателей. А главное непонятно, какова альтернатива пиратскому контенту. Как альтернативу торрент-трекерам и видео-хостингам позиционируют себя OTT-сервисы, вроде Amediateka.ru, Ivi.ru и Megogo.ru . Причем они же на данный момент наиболее активно занимаются борьбой с Рутрекером и ко, используя вышеупомянутый закон. Об их позиции по этому вопросу и о нынешнем положении дел на рынке OTT и том, какие сервисы для просмотра видео используют россияне сегодня.
По поводу позиции представителей рынка OTT скажем сразу, если что не так, то во всем виноваты пираты.
Существует такое мнение, что проблема лицензионных и нелицензионных видео должна в большей степени волновать интернет-провайдеров. Потому что у многих из них есть услуга платного телевидения, а у некоторых (вроде Ростелекома и МТС) есть и свои OTT-сервисы (ну и внутрисетевые хранилища с фильмами у кого-то, наверное, тоже еще есть). А все эти сервисы предполагают потребление именно лицензионного видео-контента. И если перекрыть людям пиратский контент, они более активно начнут покупать платное ТВ и платить за услуги OTT-сервисов.
Собственно эту позицию обозначил генеральный директор ассоциации "Интернет-видео" Алексей Бырнин на съезде медиа-клуба "Рыбное место":
"Тот самый уровень ARPU у операторов платного ТВ такой не только из-за того что некоторые участники рынка демпингуют, а еще и потому, что премиальные продукты, типа дополнительных пакетов ТВ, не продаются, потому что весь видеоконтент можно нелегально скачать через интернет".
Утверждение спорное, ибо десятком другим новых телеканалов такое гигантское хранилище контента, как торрент-трекер, не заменишь. Да и лишних денег у людей в последнее время больше не становится, чтобы платить за дополнительные услуги. Но все же какая-то логика в этом есть.
Пока что для борцов с интернет-пиратством статистика, мягко говоря, неутешительная. В топ-100 самых посещаемых сайтов рунета входят 8 крупнейших хранилищ пиратского контента (это, по мнению правообладателей).
Vk.com конечно не на пиратских видео специализируется, это все-таки социальная сеть. Но видео, выложенные без разрешения правообладателя, в нем все-таки находят.
Теперь давайте посмотрим на самые популярные ресурсы для киноманов.
Согласитесь, два легальных кинотеатра, пусть и в первой семерке, - это негусто. Наши сограждане как будто специально обходят стороной легальный контент.
А теперь давайте сравним, сколько фильмов в месяц смотрит пользователь сети в России и в США (ну а какую еще страну выбирать для сравнения?).
Давайте сразу отметим, что в США львиную долю рынка видео-сервисов держит легальный Netflix.com
То есть, скорее всего, на просмотр фильмов тратят примерно столько же времени, но вот скачивают больше видео, и просто удаляют те, что им не понравились, потому что смотрят и качают они (вернее мы) бесплатно. А американцы за контент зачастую платят.
Так что, несмотря на то, что альтернатива пиратскому контенту в рунете есть, ей пока мало кто пользуется.
Рынок скажем, прямо невелик. По оценке J’son & Partners Consulting, его объем в России равен 7,4 млрд рублей. И это если учитывать все возможные способы монетизации.
То есть 66,5% всех денег видео-сервисы зарабатывают на рекламе, платить же за контент готовы совсем немногие. По данным Synovate Comcon, в 2014-2015 годах потребление платного контента в России почти не растет.
За первое полугодие 2015 года процент пользователей, плативших за контент, вообще не вырос (да и средняя сумма, которую они тратят, могла вырасти только потому, что цены поднялись).
Причем за видео россияне готовы платить в последнюю очередь.
Собственно J’son & Partners Consulting прогнозируют рост рынка легальных видео-сервисов именно за счет рекламы, все остальные способы монетизации по их прогнозу будут терять актуальность.
Дмитрий Колесов, директор департамента ТВ и контента J’son & Partners Consulting:
Рынок будет расти только за счет AVoD, потому что на нем работают крупнейшие игроки "VI" (Видео интреншл) и "Gazprom-Media Digital", их бюджеты в AVoD могут быть объединены с бюджетами больших телевизионных компаний. И как следствие рекламодатель получит понятную прозрачную отчетность и сможет отнести свои деньги "в одну кассу". Поэтому рекламный рынок будет расти, а все остальные периодически могут уходить то в плюс, то в минус. Именно из-за этого, как мы видим, в 2018 году объем рынка легальных видеосервисов составит только 12,9 млрд рублей.
Так что, судя по всему, будущее именно за рекламной моделью. Да и пользователи рунета даже если и будут использовать легальные сервисы для просмотра видео, то преимущественно бесплатные.
И, несмотря на все сказанное выше, у Ростелекома есть Zabava.ru, свои OTT-сервисы создают МТС и Акадо. "Должно быть наши телеком-гиганты видят за этим сервисом будущее", - скажете вы. Но по оценкам J’son & Partners Consulting дела могут обстоять несколько иначе.
Доходы российских операторов от услуги платного телевидения несопоставимо больше, чем их же доходы от услуг OTT (ниже учтены только доходы от OTT-сервисов, созданных операторами связи).
Так зачем же операторам связи эти лишние копейки (25 млн рублей на всех), идущие в комплекте с головной болью из-за создания целого отдельного и не привычного для них бизнеса? Причина проста, у традиционных услуг телеком-операторов ARPU падает, поэтому нашим телеком-гигантам, скажем так, приходится пробовать что-то новое. У услуг OTT по прогнозам ARPU будет расти.
Так что, по мнению Дмитрия Колесова из J’son & Partners Consulting, это просто способ повысить свой ARPU за счет дополнительной услуги.
Как бы у нас с пиратами не боролись, они пока живее всех живых, и во многом это связано с тем, что существующая легальная альтернатива, по сути, альтернативой не является. Мы не сможем найти на Ivi.ru все то, что есть на Rutraker.org. Новые фильмы появляются на том же Ivi.ru значительно позже, а на Amediateka.ru есть далеко не все популярные сериалы.
Представители этих видео-сервисов утверждают, что вся проблема в пиратских ресурсах, которые отнимают у них потенциальную аудиторию, предоставляя более разнообразный и к тому же бесплатный контент.
И надо сказать легальные видео-сервисы (вместе с "книжниками" и аудиосервисами) борются со своими обидчиками как могут. В основном с применением Мосгорсуда и Роскомнадзора. Делается все это конечно, чтобы постепенно отнять аудиторию у интернет-пиратов. Предполагается, что это принесет легальным распространителям контента много денег и у них сразу появится больше возможностей, чтобы удовлетворить потребности вновь приобретенной обширной аудитории.
Картина, вероятно, реалистичная, но обывательскому сознанию ближе картина, когда сначала вы начинаете продавать услугу, а уже потом у вас появляются клиенты. А многоуважаемые распространители легального контента почему-то захотели наоборот.
Материал:
Вот уже два года, как в России действует антипиратский закон, борьба с пиратами все никак не заканчивается окончательной победой правообладателей. А главное непонятно, какова альтернатива пиратскому контенту. Как альтернативу торрент-трекерам и видео-хостингам позиционируют себя OTT-сервисы, вроде Amediateka.ru, Ivi.ru и Megogo.ru .
Полный текст
Во всей этой борьбе за чистоту рунета от пиратов есть один интересный момент. На моей памяти, в России ни в одной истории с разбирательствами или жалобами из-за нарушения авторских прав американские правообладатели не участвовали. Из-за голливудских фильмов судились то РАО, то еще кто-то. И, собственно, Алексей Бырнин (один из наших активных борцов с пиратами) это подтвердил. Оказывается люди из Голливуда боятся испортить себе имидж борьбой с торрентами и нелегальными онлайн-видео. То есть даже правообладатели чувствуют, что нехорошо и предосудительно так отравлять жизнь интернет-пользователям
До тех пор, пока не научатся развидеть "фильм" с возвратом денег, имхо, бесполезно.
Либо брать копеечной ценой и количеством просмотров.
Были были.
Правообладатели это не только фильмы с музыкой, это еще и microsoft adobe autodesck прочие игрушки... Эти раздували показательную порку в прессе.
Видеопиратов с партиями DVD прихватывали за торговлю с левых кассовых аппаратов без чеков, конфисковали диски и прокуратура привлекала представителя как минимум Sony, Warner Bros., Disney. Без особого шума. Подозреваю что прокуратура с буржуями не может не хочет работать. Это нужен переводчик, ведь юридический адрес головного офиса в америке, и переписку нужно вести с ними. Дополнительно нужно соблюдать международное право и локальное американское. А смысл? В командировку все равно не пошлют. Только лишняя головная боль, проще привлечь отечественного специалиста по авторским правам (РАО).
Ну я все таки про видео и именно в интернете. С DVD так имидж не испортишь, эти диски все таки тоже за деньги покупали люди. А когда рутор блокируют это же пользователей халявы лишают
Как-как... вон в японии всё жестоко и всё равно оно не умирает.
Попробуй в германии или японии покачать пиратки, сразу копирасты настучат провайдеру и тот штраф выкатит.
А во франции после 3 предупреждения отключат инет.
Да, выкатит. В Германии сколько сейчас за это могут оштрафовать? Где-то на 180 евро, если не ошибаюсь (надо бы уточнить)? И то достаточно проблематично. :)
Так там же закон Hadopi отменили
Кмк цена+возможность выбора играют большую роль.
И тут такая раскоряка, что не сильно популярный материал будет не выгоден.
Смотрю по себе, я не против посмотреть и заплатить за интересный контент, но по факту, если это сериал, когда он там где появится - большой вопрос. Или вообще не выходит интересующее у нас.
А от групп инициативных переводчиков на техже торрентах оно появится может или день в день или на следующий.
Они тоже не всё переводят, только самое попсовое.