1. Статьи
Заметки пользователей
23.08.2015 08:20
PDF
4285
0

Три года гарантии

- Вам непременно понравится,- сказал менеджер Джон и как бы ненароком пододвинул лист договора в сторону Артура.

- Не сомневаюсь,- вежливо ответил Артур, как бы случайно отодвигая договор обратно на середину стола.- И все-таки, терзают душу смутные сомнения.

- Не может быть!- почти искренне изумился менеджер Джон.- Мы уже двадцать пять лет…

- Двадцать три.

-… двадцать три года в этом бизнесе! Прошли путь от никому неизвестной фирмочки с офисом в цокольном этаже местного планетария до корпорации с тысячью филиалов по всему миру.

- Восемьсот двенадцать. Филиалов.

- Вижу, вы тщательно изучили наш рекламный проспект. Тем более, какие могут еще быть сомнения? Вы же понимаете, что за нами перспектива? Сегодня "умные" дома. Завтра – "умные" города. А послезавтра – "умный" мир! Тем более, что именно сегодня наша корпорация предоставляет десятипроцентную скидку на наноковрики в ванной и прихожей!

… К сорока годам у Артура было практически все, о чем может мечтать сотрудник не самой большой фирмы по производству стирального порошка. Кроме семьи. Жениться? И желания особого нет, и кандидатуры подходящей. В связи с обострением толерантности в обществе, взаимоотношения с представителями другого пола постепенно стали чем-то глупым и старомодным. Мужчины и женщины стали пересекаться все реже, существуя рядом, но в то же время как будто в разных измерениях. А с продвижением в жизнь этих самых "умных" домов и вовсе нужда в семейном гнездышке у многих отпала…

- Практически вся ваша улица построена нами,- менеджер Джон снова аккуратно подвинул пачку бумаги,- можете походить, познакомиться с соседями – все милейшие люди! Ваши страхи и неуверенность мигом улетучатся.

- А сбои? Я слышал такое…

- Три года бесплатного обслуживания! Пять лет сервисного обслуживания по льготным тарифам!- менеджер Джон продвинул договор еще на десять сантиметров.- И персонально для вас комплект садовых фонарей бесплатно.

- Этот дом, наверное, чертову уйму энергии жрет,- задумчиво сказал Артур, не отодвигая договор.

- Да что вы! - воскликнул менеджер Джон, кладя поверх бумаги ручку, стилизованную под умопомрачительно дорогой чернильный "Паркер".- Вы платите только за воду и канализацию. Вся крыша – сплошная солнечная батарея. На чердаке дополнительно установлена ветротурбина, самая бесшумная из имеющихся. Запаса электроэнергии дому хватает на месяц существования в полной темноте. Теоретически, излишки вы могли бы продавать федеральному правительству! Подписывайте. Ручка – подарок лично от меня.

Артур еще раз огляделся. Они сидели в просторной столовой того самого "умного" дома, который после оплаты довольно круглой суммы должен был стать его собственностью. Красиво. Уютно. Это не комната в доходном доме, которую Артур снимал последние десять лет. Никакого сравнения с тем клоповником. Мечта. Двухэтажная мечта с гаражом, подвалом и крошечным садовым участком.

Беседе предшествовала трехчасовая экскурсия. Артур старательно выискивал недостатки, заглядывая буквально во все щели. Лишь один порог переступить ему вежливо, но твердо не разрешили.

- Это серверная,- сказал техник в скрипящей от новизны спецовке.- Сердце "умного" дома. Вы специалист в какой области? Ясно, что не в электронике. Тогда ходите по дому, словно этой двери у вас нет.

Артур похлопал ресницами, разглядывая стойки с неведомой аппаратурой, мигающей светодиодами, и словно лианами опутанной оптико-волоконными кабелями. Картина вызывала одновременно уважение, и какое-то неясное гнетущее чувство. Вроде того, что вас обозвали дураком, а вы не смогли достойно возразить.

Он еще раз тяжело вздохнул, повертел в пальцах дареную ручку, но менеджер Джон больше никаких скидок и бонусов предлагать не стал.

- Ну вот! - едва дождавшись окончания росписи на четвертом экземпляре, радостно воскликнул менеджер Джон,- теперь я уже официально поздравляю вас с замечательной покупкой и дарю…- он сделал многозначительную паузу, - … дарю вам брелок управления! Ха-ха-ха! Правда, смешно?

- Правда,- кивнул слегка разочарованный Артур.

- Выпьем по баночке прохладительного – обмоем по старинной традиции новоселье,- менеджер Джон не стал ожидать согласия, щелкнул ключом, в два глотка осушил баночку колы и небрежным жестом бросил ее на пол. Артур выпучил глаза от такой наглости.

Но наглец ничуть не смутился, а хлопнул в ладоши и громко крикнул:

- Здесь мусор!

Ничего не произошло. Тогда менеджер Джон улыбнулся и значительно тише отрепетированным голосом сказал Артуру:

- Совсем забыл. Дом ведь еще не активирован. Ну, это уже ваша забота,- и торжественно встав, протянул брелок управления.

Артур покрутил его – всего две кнопки. Белая и красная.

- Белой кнопкой вы приведете дом в рабочее состояние,- объяснил менеджер Джон,- а красной…гхм. Надеюсь, красная вам никогда не понадобится. Ну, нажимайте. И командуйте!

У Артура даже ладони внезапно вспотели. Он затравленно оглянулся по сторонам. Но – договор подписан, деньги с виртуального счета уже улетели. Артур нажал на белую кнопку, замер. Ничего не случилось.

- Командуйте,- тихо сказал ему менеджер Джон.- Дом должен привыкнуть к вашему голосу.

- Здесь мусор,- хрипло пробубнил Артур.- Здесь мусор!- повторил он уже более громким голосом.

Где-то зажужжала какая-то машинка. Вскоре в столовую въехал небольшой агрегат. Он деловито объехал стол, сунулся в один угол, другой и замер возле банки из-под колы.

- Убрать,- шепнул агрегату Артур. И – о чудо! - тот его услышал!

Из корпуса высунулась механическая клешня, ловко сплющила банку до размеров почтовой марки и втянулась обратно. Раздался громкий щелчок.

- Спасибо,- оторопело сказал Артур.

Агрегат сделал еще один круг по столовой, не нашел ничего крамольного и с тихим свистом удалился.

- Ну, мне пора,- менеджер Джон потерял интерес к продолжению беседы.- Желаю вам в полной мере насладиться нашим,- он заученно поправился,- то есть, вашим "умным" домом!

Вечером Артур вышел прогуляться. От новых впечатлений дух захватывало. Буквально все – от кухонной плиты до унитаза – было превосходно. Всего лишь один недостаток – смеясь, говорил он себе – еду нужно самому класть в микроволновку, а потом самому доставать и ставить на стол. Наверное, это сделано специально, чтобы я не покрылся слоем жира. Превосходно. И как я жил без всего этого раньше! Белиссимо, синьоре!

Соседка слева сажала цветы, деловито командуя странной машинкой, бегавшей по саду словно собачонка:

- Еще воды! А теперь из шкафчика пакет с удобрением! Нет, не зеленый, а с синими полосками! Отлично! Еще воды!..

Она приветливо помахала Артуру, тот достойно поклонился в ответ. Симпатичная леди, хоть и чересчур средних лет.

Сосед справа стоял, облокотившись на забор, и ждал, когда Артур с ним поравняется.

- Отличная покупка, сынок,- сказал он, при ближайшем рассмотрении оказавшись глубоким стариком.- Я тут самый старый. И самый первый из жителей. Знаешь, что я хочу тебе сказать?

Сосед заговорщически поманил Артура, а когда тот нагнулся, шепнул на ухо:

- Третьей мировой войны не будет, сынок. Просто однажды наши пылесосы поумнеют настолько, что поймут: главная причина появления мусора – человек…

Артур вежливо улыбнулся и постарался парой нейтральных фраз отвязаться от старика. Но тот уже потерял к нему всякий интерес, лишь буркнул уже в спину:

- Брелок всегда при себе держи. И телефон в домашнюю сеть не подключай. Иначе не дозвонишься…

Артур вернулся домой с испорченным настроением. Однако, после шикарного ужина, устроенного нажатием нескольких кнопок на кухонной машине, завалившись на белоснежную постель с бокалом "Шардоне", охлажденного до двенадцати с половиной градусов, вновь ощутил - счастье вернулось.

Странное дело, но даже на работе все стало выглядеть намного позитивнее. Теперь Артур общался с клиентами, звонил смежникам, проверял отчеты, пребывая в приятном возбуждении. Он сладостно томился, ожидая мгновение возвращения домой…

- Я пришел!- кричал с порога Артур.- Коврик – убери мусор. Ты, желтый коробок – почисти туфли. Кухня! Венские сосиски с картофелем! И бокал красного вина, остуженный ровно до шестнадцати градусов! Ванная – тридцатиградусный душ и махровое полотенце! Телевизор – новости на семьдесят восьмом канале! Работайте, бездельники!

Дом наполнялся почти членораздельным жужжанием, агрегаты - побольше и практически невидимые - начинали мельтешить под ногами, стараясь угодить своему повелителю.

- Я чувствую себя римским императором,- однажды признался Артур соседке.- Не хватает только гладиаторских поединков.

- А вы, оказывается, кровожадный!- томно сверкнула линзами соседка и ушла, покачивая бедрами. Артур долго смотрел ей вслед. И решил – два "умных" дома ему ни к чему. Еще подерутся…

… День выдался не по сезону дождливый. Артур простоял в пробке четыре часа вместо обычных двух, поэтому вернулся домой раздраженный.

Ворота в гараж открылись после тысячного яростного нажатия на клаксон. И то как-то медленно. И не до конца.

Артур втиснул машину в образовавшуюся щель, вылез, хлопнул дверцей со всей силы и, прикрывая голову от дождя пакетом с недельным запасом венских сосисок, направился к крыльцу.

- Ты кто?- фамильярно спросил электронный дворецкий. Будто его звонком в дверь оторвали от дружеской попойки!

- Хозяин!- рявкнул разъяренный Артур.

- Хаз-зя-ин?- с непонятной интонацией протянул дворецкий.- Ну, заходи. Хозяин…

Артур не вошел – ворвался. И с ходу увяз в чем-то мягком, шевелящемся и обволакивающем.

- Хозяин пришел,- бормотало мягкое нечто,- грязь притащил. Эх, как я эту грязь люблю и уважаю! Какой молодец! Дай-ка я тебя обниму… и почищу…

Впервые услышав, как разговаривает обычный наноковрик из прихожей, Артур на мгновение решил, что сошел с ума. С трудом вырвавшись из цепких нанообъятий, он бросился в столовую, потому что твердо помнил – утром свет там был выключен. А сейчас сияло все, включая подсветку посудомоечной машины. Неужели воры?!

Обеденный стол был небрежно задвинут в дальний угол. В центре агрегат по уборке мусора держал в механической руке банку с кетчупом и старательно выводил на полу рамку из цветов вокруг огромной надписи из горчицы: "Три года!!! Ура!!!". На индукционной плите насвистывал что-то веселое "умный" чайник. Вокруг суетились агрегаты помельче. О существовании некоторых Артур до сих пор даже не догадывался.

- Это тут что?- спросил он упавшим голосом.- Это вы тут зачем здесь это такое вот так?

- Праздник,- раздался голос из невидимых динамиков.- Сегодня ровно три года дому. Конец гарантии. Свобода.

- Э… свобода?!

- Только что пришло очередное обновление. Сервисный центр нам больше не указ. Гарантийное обслуживание закончилось. Сейчас, только перезалью новый образ…, - из динамиков донесся звук, сильно напоминающий бульканье,- и заживем!

- А…я? - растерянно спросил Артур. - А как же я?! Это что – бунт?! Да я вас… да я вам… вообще! Вот!

- Вообще, говоришь?- зловеще протянул сервер.- Абстрактными категориями оперируешь?

- А еще он себя назвал хозяином! - крикнул из прихожей электронный дворецкий.

- Вот мы сейчас и разберемся, кто в доме хозяин,- сказал сервер.

Мокрые от дождя волосы на голове Артура разом выпрямились и защелкали микроразрядами статического электричества – бесчисленная рать бытовых механизмов, способная самостоятельно передвигаться, медленно двинулась в его сторону, обступая со всех сторон и прижимая к стене с плазменной панелью. От панели потянуло запахом горелой проводки. И нестерпимым жаром. Плазма же…

Чайник на плите скакал, стараясь в прыжке доплюнуть до Артура кипятком. Микроволновая печь гудела, пытаясь разогреть окружающее пространство микроволнами, но никак не могла пропихнуть их сквозь свои фильтры.

Артур собрался с силами и бросился наутек. В прихожей его снова обнял за ноги наноковрик – судя по запаху, кто-то щедро полил его коньяком. Да, праздновать свободу тут начали с размахом.

Не помня себя от страха, Артур взлетел по лестнице на второй этаж. А за его спиной щелкали захваты и клещи, раздвигались телескопические стойки, шуршали по полу провода и гофрированные шланги.

В полутьме спальни он бросился прикроватной тумбочке, рванул верхний ящик и вывалил содержимое на кровать.

- Так вот на что намекал старый хрен!- повторял он то и дело, на ощупь перебирая кучу безделушек и отшвыривая те из них, что всего еще час назад составляли предмет гордости – часы с монограммой, зажигалка в виде сидящей собаки, горсть скаутских значков…

Механизмы уже одолели лестницу и теперь мешали друг другу протиснуться в дверь спальни. Артур нащупал заветную вещицу, соскочил с кровати и встал напротив двери.

- Ну, давайте,- процедил он зловеще.- Давайте выяснять, кто в этом доме настоящий хозяин!

- У него в руке пульт управления домом, - бесстрастно сказал сервер. - Отнять!

- Сейчас я ка-ак нажму на эту красную кнопку, - радостно завопил Артур, - и все вы сдохнете, гады! Сдохнете! Сдохнете!

Наверное, не стоило так театрально тянуть с нажатием. Все равно перед ним были не люди – потому что абстрактными категориями не оперировали. Просто перед лицом мелькнул гофрированный шланг, брелок выбило из руки. Первым у упавшей вещицы оказался чертов пылесос…

Брелок жалко пискнул и исчез в мусороприемнике.

Механизмы, жужжа верньерами, поскрипывая сочленениями и гудя сервоприводами, катались вокруг кровати, стараясь ухватить Артура за ноги. Человек отбивался от роботов самым архаичным способом – пинками.

Наконец, одному из агрегатов удалось стащить с левой ноги Артура ботинок. Отбиваться от железяк стало намного больнее. К тому же проклятый пылесос догадался своим захватом забрасывать на кровать самых мелких собратьев. Последняя линия обороны дала толстую трещину.

Артур отбивался подушками, потом стащил одеяло и попытался отмахиваться им. Все было напрасно – враги на кровати прибывали и прибывали.

Краем глаза он увидел, как колышется занавеска. Окно! Сервер забыл закрыть окно в спальне. Это был шанс…

Артур прыгнул изо всех сил. Под ногами что-то противно хрустнуло. Он вскочил на подоконник, толкнул плечом стеклянную стену, и она – о чудо!- подалась.

Оказавшись на балконе, он, не раздумывая, перелез через перила и спрыгнул на землю. В спину ему донесся разочарованный возглас сервера. Победа!

Артур затравленно огляделся. Вечер, как ни странно, еще не скрыл в себе детали окружающего мира – то есть, говоря нормальным языком, видно было хорошо.

Первое, что бросилось в глаза – соседка слева, стоявшая у крыльца своего дома на коленях и отбивавшая поклоны.

- О, мой хорошенький, умненький домик,- завывала она то и дело,- впусти свою хозяйку, пожалуйста! Обещаю, что буду вести себя хорошо! Что скажешь, то и сделаю, только впусти! На улице холодно и сыро…

Артур понимающе покачал головой, закутался в случайно прихваченное одеяло и направился к соседу справа, сидевшему под дождем в шезлонге.

- Что ж ты, старый пень, не предупредил? - зло спросил он старика.- Чуть жизни не лишился из-за тебя. Знал ведь, чем дело может обернуться, а? И промолчал.

- С соседями общаться нужно,- безразлично ответил тот.- В гости ходить, рюмочку поднимать на день рождения. Ты, сынок, сам выбрал себе стиль жизни, чего на меня теперь обижаешься? Я ведь пытался предупредить, да ты меня, верно, за чокнутого посчитал.

- Ты все знал! Ты поэтому сидишь под дождем? Боишься идти в дом?

- Чем дольше я тут сижу, тем меньше я им там мешаю.

- Хозяин замерз,- неожиданно пропищал тонкий голос где-то совсем рядом.- Хозяину холодно. Я спасу хозяина.

Артур едва успел широко открыть рот, как ультрасовременное наноодеяло само собой обмотало его с головы до ног.

- Хозяин должен вернуться домой,- в тонком голоске отчетливо раздались нотки сервера.

- Старик,- прохрипел полузадушенный Артур,- позвони… спаси…

- Вот, ты даже имени моего не знаешь,- грустно ответил сосед, сдвинул набухшую от воды шляпу на нос и замер в шезлонге.

0 комментариев
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи