vk_logo twitter_logo facebook_logo googleplus_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

Интернет вещей в России 24

Дата публикации: 27.07.2015
Количество просмотров: 9906
Автор:

Как выяснилось, интернет вещей все-таки начинает проникать в нашу жизнь, но происходит это не через умные дома, которые так и остались чем-то дорогим и экзотическим, а через, так называемые, "умные города" и "умные заводы". Эти варианты использования технологии М2М для России скорее в диковину, но многие эксперты сходятся на том, что будущее именно за ними. Некоторые, вместо термина "интернет вещей" начали даже в отношении умных городов и масштабных решений с применением IoT в промышленности использовать термин "интернет всего" (Internet of Everything, IoE).

На прошедшем недавно Иннопроме сразу несколько круглых столов было посвящено этой теме. Было много интересных мнений, прогнозов и примеров из реальной практики, которые собственно и послужили материалом для этой статьи.   

"Интернет вещей" в промышленности

Существует уже целое устоявшееся выражение "промышленный интернет" (или "индустриальный интернет вещей"). Хотя, как отмечает Сергей Жданов (директор направления, Центр стратегических инноваций, Ростелекома), выполняет этот промышленный интернет те же задачи, что и давно знакомые всем телеметрия и телематика. Разница заключается в бизнес-модели и, скажем так, в протяженности задействованных линий связи.

То, что мониторинг и автоматизация процессов в промышленном производстве позволяет сократить затраты и повысить качество, все давно поняли. Проблема может быть только в стоимости подобной модернизации для предприятия и уровне опасности, которая связана с подключением завода (или скажем АЭС) к всемирной сети.

Но "индустриальный интернет вещей" сегодня позволяет сделать нечто более интересное. К примеру, управление жизненным циклом изделия после его продажи. Подобный принцип работы с промышленной продукцией меняет саму модель бизнеса. Рассмотрим ситуацию на конкретном примере.

Компания General Electric напичкала свои реактивные двигатели огромным количеством датчиков, и сейчас способна следить за их работой, где бы они ни эксплуатировались (если, конечно, есть связь). И не просто отслеживать, но даже прогнозировать поломки двигателей в режиме реального времени. Таким образом, те, кто эксплуатирует их продукцию, могут не беспокоиться о ремонте и обслуживании, поскольку этим занимается производитель. Правда, при этом у производителя увеличиваются расходы. По этой причине General Electric объявила недавно, что намерена продавать не сами двигатели, а время работы этих двигателей.

Это не единичный пример. Возможности обслуживания и удаленного контроля за работой сложного оборудования настолько велики, что наиболее продвинутые производители теперь поставляют потребителю не продукцию, а услугу по ее эксплуатации.

А задача оператора связи в такой ситуации - обеспечить возможность быстрого обмена данными между предприятием и его изделием. Разумеется, в такой бизнес-модели помимо промышленников и связистов есть еще вендоры и разработчики ПО. Но их роль остается той же, что и прежде.

Надо отметить, что в России ничего подобного пока реализовано не было. И представители промышленности, за редким исключением (об этих исключениях еще пойдет речь), интереса к индустриальному интернету не проявляют.

Есть, конечно, и исключения. Например, ОАО "КАМАЗ", который сейчас занят аж двумя проектами, связанными с интернетом вещей. А именно, разработкой беспилотного автомобиля и автомобиля с интегрированной технологией "connected car" (автомобиль, подключенный к интернету или "умный автомобиль"). Но исключения, как мы знаем, скорее, подтверждают правила.

Для оператора связи создание интернета вещей в промышленности, безусловно, станет новым этапом развития, на котором для него откроются как обширные перспективы  развития его сетей связи, так и новые возможности извлечения прибыли. Ведь компания, которая станет провайдером "промышленного интернета вещей", будет обрабатывать в своих дата-центрах огромные потоки информации.

Но это все пока далекие перспективы, а пока поговорим о том, что планируют делать провайдеры в этой области в ближайшее время.

Борис Глазков, директор Центра стратегических инноваций ОАО "Ростелеком" говорит по этому поводу:

"Ростелеком хотел бы на самом деле прийти к тому, чтобы у нас в каждой отрасли промышленности (как у телеком-оператора) был свой интеллектуальный продукт для конечного производства. Чтобы на каждом производстве было готовое решение, которое создано телеком-оператором и отраслевым игроком, хорошо понимающим специфику данного производства. Вот когда возникает этот альянс - объединение крупного телеком-оператора со своими возможностями и отраслевого игрока, который отлично понимает чего дает индустриальный интернет вещей на данном виде производства, возникает продукт."

По словам Глазкова, первые подобные проекты в России при участии Ростелекома могут появиться в области энергетики (точнее, электрогенерации), авиакосмического машиностроения. Энергетика сейчас в России развивается достаточно активно, много интересных проектов реализуется, поэтому там существуют определенные предпосылки для внедрения интернета вещей. Авиакосмическое машиностроение - это одна из наших наиболее конкурентоспособных отраслей, поэтому там наибольший интерес вызовут передовые интернет-технологии, которые сейчас начинают внедряться по всему миру.

При этом специалисты отмечают, что важным элементом в реализации таких проектов являются иностранные компании с опытом внедрения подобных технологий. Или, как минимум, нужны иностранные экспертизы, которые на реальных примерах покажут отечественным промышленникам, как работает индустриальный интернет вещей. И какие преимущества дает.

Сразу надо отметить на тот случай если кто-то об этом не знал, что те, кто производит телеком-оборудование для промышленного интернета вещей, находятся за пределами РФ. Смотрят они на нашу промышленность в целом без особого энтузиазма, но определенный интерес, все-таки, существует. По крайней мере, на Иннопроме в этом году в Екатеринбурге старший бизнес-консультант Huawei, Андрей Федоров, прямо на круглом столе говорил с представителем Ростелекома (Борисом Глазковым) о возможности создания совместного инновационного центра, где китайская компания совместно с нашим телеком-гигантом  будет заниматься разработкой решений в области промышленного интернета вещей.

Подобные инновационные центры несколько лет назад начала открывать в России компания Cisco, и, надо сказать, что результаты не заставили себя ждать. Правда, это касается, в основном, умных городов, о которых речь пойдет потом. Но суть в том, что на базе инновационного центра Ростелекома и Huawei тоже могут появиться интересные и масштабные проекты. Тем более что Huawei сейчас активно занимается стандартом связи LTE-М, который позволит датчикам обмениваться данными с минимальными энергозатратами, продлив, тем самым, жизнь элементов питания в  датчиках, на годы, а может - и на десятилетия. Поэтому Huawei вероятно обладает большим потенциалом в области IoT.

Что же до программного обеспечения, то здесь, как отмечают эксперты, для появления отечественного ПО в области индустриального интернета есть все условия. Было бы желание со стороны остальных участников рынка.

И кое-какие программные решения в нашей стране уже существуют. В частности,  компания PTS разрабатывает ПО, позволяющее промышленным предприятиям удаленно следить за работой своей продукции.

К примеру,  корпорация "Иркут" заказала у них решение, дающее возможность после каждого полета МС 21 удаленно получать с него информацию обо всех системах,  работавших во время полета не так, как надо. А это уже шаг к тому, что делает сейчас General Electric.

Отметим, правда, что PTS разрабатывает ПО на платформе ThingWorx американской компании PTC (заметили сходство названий?), но в любом случае начало уже положено.

Интернет вещей в городах  

В отличие от "индустриального интернета вещей", про, так называемые, "умные города"  можно сказать, что в России они уже есть. Конечно, это еще не целиком города, а где-то они еще не вполне умные, но работа в этом направлении ведется достаточно активно.

Города у нас покрыты сетями связи в достаточной мере. Вендоры, наподобие Cisco,  проявляют серьезную заинтересованность во внедрении интернета вещей в городскую среду (так называемый, интернет всего, IoE) и даже некоторым образом стимулируют развитие этих технологий в России. Так что, стоит местным властям проявить инициативу и получить под это дело финансирование, "интернет вещей" почти сразу начинает проникать в жизнь горожан.

Особенно, если учесть, что существует концепция "Безопасный Город", разработанная правительством РФ, внедрением которой, рано или поздно придется заниматься всем  муниципальным образованиям в стране.

Одним из ярких примеров реализации такой концепции - это проект ""Умный" и безопасный город Казань", созданием которого заняты власти Татарстана. Начнется "умный город" с построения беспроводной сети, покрывающей всю Казань, а продолжится созданием обширной системы видеонаблюдения, "Умной парковки", "Умного  автобуса", "Умного" уличного освещения" и "Умного" ЖКХ".

Все, что касается работы оператора связи в этом проекте, берет на себя Таттелеком. Также, немалую роль в описываемом процессе, играет компания Cisco. Многое "в умном" городе строится на ее оборудовании, а разработкой многих решений для умного города занимается созданный Cisco Инновационный центр, специализирующийся на разработках в области интернета вещей.

В качестве примера приведем одно из решений, созданных там. Как сообщили недавно, на Иннопроме представители Cisco  в открытом меньше года назад, Казанском Инновационном центре разработали умный автобус (в следующем году его обещали показать публике).

Отметим, что для Cisco создание таких Инновационных центров при университетах - это стандартная практика, позволяющая с одной стороны внести свою лепту в развитие высоких технологий с пользой для имиджа, а с другой стороны - сделать так чтобы новые технологические и программные решения работали на оборудовании Cisco.

В этом году такой же инновационный центр открылся и в Екатеринбурге, так что у Cisco появился в России еще один форпост для постепенного захвата рынка  IoT (или IoE, как они любят говорить) в России.

Конечно, не все, что касается интернета вещей, разрабатывается при поддержке Cisco. Существуют и отечественные разработчики. В качестве примера можно привести компанию НАГ и ее АПК НАГрузка. В данный момент в НАГе разрабатывают систему опроса датчиков с применением mesh-сетей. Это избавляет от необходимости дополнительной прокладки кабеля и от дополнительных затрат на беспроводную связь возникающих при использовании сетей GSM.  

Кроме того, благодаря использованию стандарта IEEE 802.15.4, обеспечивающего передачу данных с низкими энергозатратами, передающие устройства не будут нуждаться в замене батареи в течение 5-6 лет.

Да и Казань - не единственный город, где начинают внедрять IoT. В качестве еще одного примера, можно рассмотреть Нижний Тагил. Там тоже реализуется концепция Безопасного Города, который, по сути, в итоговом виде, можно будет назвать "умным городом".

Вот, что говорит по этому поводу мэр Нижнего Тагила Сергей Носов:

"Создавая пилотный проект АПК "Безопасный город", мы проводим модернизацию,  существующей в каждом муниципалитете службы, ЕДДС. ЕДДС, в итоге,  превращается в ситуационно-аналитический центр, к которому мы подключаем более 20 муниципальных и региональных систем мониторинга. Все сигналы с разнообразных датчиков и систем видеонаблюдения попадают в единую систему, позволяющую мгновенно сделать анализ и прогноз развития ситуации. Система отслеживает динамику показателей, и, в случае отклонения от утвержденных нормативов, дает сигнал операторам ЕДДС. Эта же информация может быть доступна и на экране планшета или телефона. Кроме того, функционал системы, предоставляемый сегодня, предоставляет ответственным службам по запросу главы города формировать любые отчеты, анализировать статистические показатели, выявлять новые факторы риска и принимать меры по снижению рисков и предотвращению кризисных ситуаций".

Когда АПК "Безопасный Город" будет полностью построен, все экстренные службы города будут работать с одним и тем же набором данных, видеть одну и ту же карту.

То есть, "Безопасный Город" оптимизирует работу муниципальных властей, ЖХК и МЧС, и позволяет им удаленно следить за подведомственными территориями и объектами.

В реализации таких концепций существует масса трудностей. Придется ремонтировать и модернизировать всю городскую инфраструктуру, ЖКХ и общественный транспорт, и переводить в электронный вид всю инфраструктуру, связанную с этими, мягко говоря, не самыми технологически продвинутыми у нас сферами жизнедеятельности.

Затем, чиновники должны выбрать, какие технологические решения им больше подходят. Учитывая, что важным пунктом разработанной правительством концепции является:

"обеспечение информационного обмена на федеральном, региональном и муниципальном уровнях через единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера".

То есть, все эти "Безопасные Города" в итоге должны превратиться  в "единое информационное пространство". Как если бы множество пауков разных видов и размеров должны сплести по паутине, а потом объединить их в единую сеть.

Что же будет дальше

Все, сказанное выше, касается и IoT в целом. Как было сказано в начале статьи,  интернет вещей, как технология, существует уже довольно давно, но при этом эксперты отмечают, что единых стандартов в этой области пока просто нет. Их разработкой  в настоящее время занимаются такие международные организации, как IEC и ITU. Там запущено большое количество рабочих групп и технических комитетов, так что фактически, уже сейчас международные игроки пытаются добиться принятия наиболее удобных для них стандартов.

От России на все эти комитеты и рабочие группы имеется всего 3 представителя, что, по мнению руководителя направления корпоративного развития ОАО "РВК" Никиты Уткина, крайне мало. И, по всей видимости, стандарты будут разработаны и приняты (на что уйдет несколько лет), фактически, без учета интересов российских разработчиков и интеграторов, специализирующихся на IoT. И российским компаниям придется просто адаптироваться к этим стандартам. Что, по мнению некоторых экспертов, вновь гарантирует отставание России от передовых стран на несколько лет, теперь уже в области IoT.

Так что, у наших специалистов в области IT и телекома сейчас есть два пути. Или активно включаться в разработку стандартов в области интернета вещей или ничего не делать, а потом с большим трудом догонять. И хотя первый путь рациональнее, выбор второго кажется более вероятным, поскольку он проверен веками, и почти ни разу не подвел.

Как знать, может, потом еще догоним и перегоним.

От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/articles/article/27859/internet-veschey-v-rossii.html

Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться