vk_logo twitter_logo facebook_logo googleplus_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

МТС купит трёх "дочек" СМАРТС

Дата публикации: 06.12.2014
Количество просмотров: 3782
Автор:

В кризисные времена увеличивается число сделок M&A: продавцы активов становятся более сговорчивыми, а покупатели — менее привередливыми. Оператор СМАРТС, работающий в Поволжье, обслуживает около 1,7 млн. абонентов и с каждым годом ему всё сложнее конкурировать с "большой тройкой", к которой добавился обновлённый Tele2. Понимая это, СМАРТС был готов рано или поздно продать свои активы, но этому мешали давние акционерные споры.

Акционеры много лет выясняли свои права на часть акций СМАРТС. Иски, судебные разбирательства, обвинения разного рода — вот, что сопровождало коммерческую деятельность компании. На фоне всего это акционерного "безобразия" и продолжалось развитие большого регионального оператора мобильной связи. Операторы "большой тройки", стремясь увеличивать свою долю рынка, постепенно скупали те или иные региональные активы. Был этап, когда "Связьинвест" вдруг решил пересмотреть своё участие в сотовом бизнесе и вышел из некоторых мобильных активов, были и сделки с отдельными независимыми региональными игроками.

Известно, что в 2008 году о сделке со СМАРТС вёл переговоры МТС, возможно были и другие претенденты. Предложение МТС предполагало покупку всего СМАРТС целиком, встречи сторон потенциальной сделки, видимо, были столь многочисленны, что информация о возможной продаже стала известна рынку.

Впрочем, кроме утечек и слухов, есть и сведения на сайте ФАС: в октябре 2008 года ОАО "МТС" получило "добро" от антимонопольной службы на приобретение 60% акций в уставном капитале компании АНГЕНТРО ТРЕЙДИНГ ЭНД ИНВЕСТМЕНТС ЛИМИТЕД (ANGENTRO TRAIDING & INVESTMENTS LTD. Только вот в случае сделки МТС должно было выполнить предписание ФАС и совершить ряд действий, направленных на обеспечение конкуренции на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи. ОАО "МТС" было необходимо расстаться с активами СМАРТС в Ивановской и Волгоградской областях, а на территории более десятка областей — "не допускать действий, направленных на ограничение прав абонентов ОАО "СМАРТС", а также недобросовестной конкуренции".

Кстати, эти компании общались по данному вопросу не первый раз. "Большая тройка" осваивала регионы и не везде были лицензии, поэтому вариант входа на рынок через покупку региональных операторов позволял решать и коммерческие вопросы, и организационно-лицензионные. Подобные предложения поступали и СМАРТС, писали, что в 2001 году свою сумму за оператора, работающего в Поволжье, называл МТС. Но акционеры СМАРТС оценивали свой бизнес подороже.

"У российских финансово-промышленных групп осталась привычка покупать активы по заниженной цене. Вначале они скупали пакеты у государственных структур по удивительно низким ценам. И когда они стали выходить на частных владельцев, для них было ушатом холодной воды, что те не собираются задарма продавать активы... Они хотят нас в два раза дешевле купить, чем оцениваются сами, - по одной и той же методике. Почему? Они говорят про какие-то "харизматические принципы". .. Что такое - непонятно. Я говорю, что есть объективная оценка, под ней подписываются все специалисты, а они говорят - "нет, не дадим и все, дадим половину". Мы не соглашаемся - опять ушат грязи выливается. Все повторяется с кратностью в два-три месяца.

Такое у нас коммерческое противостояние с МТС - то чуть ли не сливаемся в объятиях, то разбегаемся. Потом - новый виток, называют цену. Уже не в два раза, а на 40% требуют снижения. Мы говорим - ну, за вашу харизму можем скинуть 20%. На большее вы не тянете.", — писали "Ведомости" летом 2002 года.

Тогда же СМАРТС предпринял попытку выйти за пределы первоначальной лицензионной территории. И не куда-нибудь, а ... в Москву. Для этого пришлось купить 60% акций московской компании "Трафик", обещавшей получение GSM-частот в столице. Но планы остались планами, дошло дело до исков на Минкомсвязи. Мечта стать четвёртым федеральным операторам осталось мечтой: слишком много чего нужно было для этого сделать с точки зрения строительства, а на него нужны деньги.

В 2008 году владельцы СМАРТС приняли решение о смене организационно-правовой формы, с ЗАО на ОАО, посчитав, что этот вариант более подходящий в случае продажи компании. Шли годы, менялись претенденты: то на 97% акций СМАРТС претендовал "ВолгаТелеком", то шли переговоры с "Вымпелкомом". Даже Tele2 в 2011 году рассматривал возможность покупки поволжского оператора.

 "Время кризиса подобно отливу – сразу станет ясно, кто вошел в воду без трусов …"

"Время кризиса подобно отливу – сразу станет ясно, кто вошел в воду без трусов …"

В сентябре этого года СМАРТС сделал ещё один шаг, облегчающий расставание со своим бизнесом, продавая его хотя бы частями — было решено реорганизовать филиальную сеть (12 регионов) в "дочки" ("реорганизации ОАО «СМАРТС» в форме выделения", так это звучало в повестке дня общего собрания акционеров). Ещё одно собрание акционеров, с такой же повесткой дня, должно было пройти в ноябре 2014 г. А 1 декабря стало известно об общем собрании акционеров, которое намечено провести 26 декабря 2014 года. На нём планируется утвердить мировое соглашение, заключаемое между Открытым акционерным обществом «СМАРТС» (Ответчиком 1), закрытым акционерным обществом «Астрахань GSM» (Ответчиком 2), закрытым акционерным обществом «Ярославль GSM» (Ответчиком 3), Компанией BOLARO HOLDINGS LTD (Ответчиком 4), Г.В. Кирюшиным (Ответчиком 5) и ОАО «Сбербанк России» (Истцом).

"Потеряв надежду продать компанию целиком, Кирюшин начал распродавать входящих в нее региональных операторов. В 2011 г. СМАРТС продал "Ростелекому" 50% "Волгоград-GSM" за 2,3 млрд руб. и 49% "Оренбург-GSM" за $4 млн. В 2013 г. "Таттелеком" приобрел казанскую "дочку" СМАРТС, стоимость которой аналитики оценивали в $15-22 млн. А уже в 2014 г. принадлежавший поволжскому холдингу "СМАРТС-Волгоград" (единственным активом которого были частоты) отошел "Мегафону" за 46 млрд руб.", — пишут "Ведомости".

2 декабря на сайте Федеральной антимонопольной службы было опубликовано решение №АГ/49088/14 по ходатайству Общества с ограниченной ответственностью "Телеком Поволжье". Решение положительное и ФАС не возражает против приобретения 100% голосующих акций Закрытого акционерного общества "СМАРТС-Уфа", которое является "дочкой" компании ОАО "Средневолжская межрегиональная ассоциация радиотелекоммуникационных систем" (СМАРТС). "Ведомости" сообщают ещё о возможной покупке "дочек" в Пензе и в Иваново.

*  *  *

Если в 2008 году ФАС посчитало, что "приобретение ОАО "МТС" прав, позволяющих определять условия осуществления предпринимательской деятельности ОАО "СМАРТС" может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате усиления и возникновения доминирующего положения" в отдельных областях, то продажа активов СМАРТ в прошлом и в этом году проходит без специальных предписаний.

Можно назвать два отличия: "СМАРТС" устроил распродажу, покупателями являются разные компании и рынок сотовой связи настолько прочно освоен "большой тройкой", что покупка регионального оператора не приводит к доминированию, а просто позволяет немного увеличить абонентскую базу.

От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/articles/article/26615/mts-kupit-tr-h-dochek-smarts.html

Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться