vk_logo twitter_logo facebook_logo googleplus_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

СОРМ за счет Операторов? 300

Дата публикации: 28.05.2014
Количество просмотров: 29495
Автор:

В ст. 46 ФЗ "О связи"  внесены изменения, по которым Оператор обязан руководствоваться требованиями, предусмотренных пунктом 2 статьи 64 настоящего Федерального закона. В соответствии с п. 2.  ст. 62 ФЗ "О связи" Операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных МинКомсвязи по согласованию с ФСБ требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами оперативно-розыскных мероприятий.

В соответствии со вторым предложением п. 2 Требованиями к сетям электросвязи для проведения оперативно-разыскных мероприятий. Часть II. Требования к сетям передачи данных" (утверждены Приказом Минкомсвязи РФ от 27.05.2010 N 73):

"Технические средства ОРМ размещаются на узлах связи сети связи оператора связи, при этом обеспечивается доступ ко всей передаваемой в сети связи оператора связи информации для отбора и передачи техническими средствами ОРМ информации, относящейся к контролируемым соединениям и (или) сообщениям электросвязи, на пункт управления уполномоченного государственного органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность (далее - пункт управления ОРМ)."

ФСБ считает этот пункт достаточным для обязания Оператора покупать СОРМ.

Есть здесь сильное место:

В соответствии с ч. 4 ст. 6  ФЗ "Об ОРД": Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем …иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре … юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов ФСБ.

Согласно ст. 19 данного закона, а также ст. 20 Закона РФ "О безопасности" и ст. 22 ФЗ "О ФСБ" финансирование деятельности органов ОРД осуществляется из федерального бюджета.

В соответствии с п.3. ст. 41 ФЗ "О связи": Перечень подлежащих обязательной сертификации средств связи включает в себя:…оборудование средств связи, в том числе программное обеспечение, обеспечивающее выполнение установленных действий при проведении ОРМ.

Согласно п. 2.1. ст. 12 ФЗ "О связи": Требования к применяемым средствам связи устанавливаются по согласованию с ФСБ.

В соответствии с первым абзацем п. 4. Правил организации и проведения работ по обязательному подтверждению соответствия средств связи (утверждены постановлением Правительства РФ от 13 апреля 2005 г. N 214) Минкомсвязи формулирует требования к средствам связи в правилах их применения средств связи:

Таким образом, для применения средств связи для ОРМ недостаточно общих требований к сетям (утвержденных Приказами Мининформсвязи от 16 января 2008 г. N 6 и Минкомсвязи от 27 мая 2010 г. N 73). Требования к сетям регулируют только взаимодействие иных средств связи с техническими средствами СОРМ, но не содержат требований к средствам связи.

Минкомсвязи ФСБ и Минкомсвязи пока только согласовывают Правила применения средств связи, обеспечивающих выполнение установленных действий при проведении ОРМ в СПД (далее – "Правила применения"). Поэтому в настоящее время для средств связи, используемых в СПД невозможно подтвердить соответствие ТСОРМ. Соответственно установка не сертифицированных ТСОРМ в СПД нарушает ст. 41 ФЗ "О связи".

ОРИ могут получить 500 тыс.руб.

С 1 августа 2014 года (ст. 4 ФЗ № 97-ФЗ от 05.05.14) Организатор распространения информации в сети "Интернет (далее – "ОРИ"), в том числе социальные сети, файлообменники, бухгалтерские базы, прочие информационные системы, предназначенные для оборота электронных сообщений пользователей сети "Интернет" могут получить штраф до 500 тр. Или даже приостановление деятельности.

В соответствии с вышеуказанным ФЗ ОРИ обязан:

А) Уведомить Роскомнадзор о начале деятельности (штраф до 500 тыс.руб.)

Б) Хранить на территории РФ информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети "Интернет" и информацию об этих пользователях в течение шести месяцев с момента окончания осуществления таких действий, а также предоставлять указанную информацию по требованию органов ОРД/ФСБ (штраф до 500 т.р. ст. 13.31 КоАП РФ)

В) Обеспечивать реализацию требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым указанным организатором в эксплуатируемых им информационных системах, для проведения органами ОРД и ФСБ в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения данных мероприятий. (Первое предложение п.4 ст. 10.1 ФЗ от 27.07.06 года № 149-ФЗ, далее – "ФЗ") (Штраф до пятисот тысяч рублей (П.3 ст. 13.31 КоАП РФ);

Г) Уведомлять о блогерах с активом свыше 3 тыс. пользователей (штраф до 500 т.руб./приостановление до 30 суток, ст. 13.31 КоАП РФ)

За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, ИП несут административную ответственность как юридические лица (примечание к ст. 13.31 КоАП РФ).

Вышеуказанные обязанности не распространяются на операторов государственных информационных систем, операторов муниципальных информационных систем, операторов связи, оказывающих услуги связи на основании соответствующей лицензии, в части лицензируемой деятельности, физических лиц, осуществляющих деятельность для личных, семейных и домашних нужд. Правительством РФ определяется перечень личных, семейных и домашних нужд (п. 5 ст. 10.1. ФЗ).

Порядок взаимодействия ОРИ с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации. (Второе предложение п.4 ст. 10.1 ФЗ). Это означает, что Правительство в постановлении должно определить Порядок взаимодействия ОРИ с органами ОРД и ФСБ.

Требования к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым ОРИ в эксплуатируемой им информационной системе, устанавливаются МинКомСвязи по согласованию с ФСБ РФ (Первое предложение п.4 ст. 10.1 ФЗ). Соответствующий приказ Минкомсвязи, согласованный с ФСБ выйдет после постановления правительства.

Организатор распространения информации в сети "Интернет" - лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем /программ для ЭВМ, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет" (п. 1 ст. 10.1 ФЗ).

Распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц (п. 9) ст. 2 ФЗ).

Информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств (п. 3) ст. 2 ФЗ)

База данных - представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ (абз. 2 п.2 ст. 1260 ГК РФ)

Информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (п. 2) ст. 2 ФЗ)

Программа для ЭВМ - представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения (второе предложение ст. 1261 ГК РФ).

Таким образом, под организаторов распространения информации в сети "Интернет подпадают социальные сети, файлообменники, бухгалтерские базы, прочие информационные системы, предназначенные для оборота электронных сообщений пользователей сети "Интернет".

Согласно интервью, размещенном на сайте Роскомнадзора, зам. Главы Роскомнадзора М.Ю.Ксендзова утверждает: "До 10 июня должно быть подготовлено 13 проектов подзаконных актов. 10 из них — это правительственные акты, часть из которых относится к нашей компетенции, а часть — к компетенции ФСБ". (http://rkn.gov.ru/news/rsoc/news25351.htm )

Обновленный текст статьи с законодательством и практикой находится здесь

Генеральный директор ООО "ОрдерКом",
к.ю.н. Галушко Дмитрий Михайлович

От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/articles/article/25489/sorm-za-schet-operatorov-.html

Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться