Данный оператор в представлении не нуждается. На территории нашей страны он достаточно известен и во многом благодаря своим эпическим провалам. Всю свою историю Yota старалась быть исключительно инновационной компанией и потрясать рынок, и каждый раз оказывалось, что хорошие идеи требуют качественной реализации. С последним пунктом у компании как-то не задалось. Первым провалился WiMax, за ним последовал Yotaphone (явно не стоящий запрашиваемых 20 тысяч рублей), наконец, компания была куплена на корню Мегафоном вместе со своей инфраструктурой. Казалось, на этом всё и закончится: базовые станции и линии связи будут использоваться самим Мегафоном для улучшения своей сети, а Йота потихоньку прекратит существование. Однако самое ожидаемое не произошло, и компания продолжила оказание услуг по модели MVO (виртуальный оператор). Такая ситуация вызывает удивление, так как ценовая политика у Йоты и Мегафона в корне различны. Первая предоставляет истинный безлимит, а второй – крайне ограниченные и дорогие пакеты трафика. Логически объяснить такой «слив» собственного бренда трудно, но после произошедших недавно событий появились сомнения, что всё делается по незнанию или непрофессионализму. Теория заговоров, ставшая в последнее время очень популярной, подсказывает, что Мегафон первым понял, какие перемены происходят на рынке связи и решил возглавить сей процесс, не показывая своих истинных намерений. Но об этом мы поговорим позже, а пока расскажем непосредственно о самих событиях.
24 апреля, представители Йоты провели на конференции «РИФ+КИБ 2014»презентацию своего нового продукта. Продуктом стала ни много, ни мало голосовая связь по всей стране. При этом в компании не стали стесняться и представили себя не просто игроком уровня «Ростелекома» или «Теле2», а «четвёртым федеральным оператором»:
Рисунок: От скромности PR-отдел точно не умрёт
Забегая вперёд, скажем, что от федеральности сейчас есть возможность подключиться в двух столицах, а вот подключения по всей России нет. Впрочем, это (как и некоторые другие ошибки) можно списать на идущий сейчас тестовый период. Ну а теперь по порядку.
Презентацию проводили глава Йоты Анатолий Сморгонский и Валерий Гелинава, директор по продуктам. В первой части было рассказано о самом продукте, а во второй даны ответ на вопросы участников. Началась презентация с демонстрационного звонка, который хоть и со сбоями, но состоялся. Затем ведущие начали рассказывать о самом продукте. Анатолий Сморгонский рассказал, что выйти на рынок фирму побудила ситуация на рынке мобильных устройств, которые показывают очень сильный рост год к году. Например, смартфоны за прошлый год выросли на 50%, а планшетники – на 125%. Передача данных прибавила 37 процентов. Поэтому Yota, как провайдер мобильной передачи данных, решила сделать оператор для смартфонов и планшетов. Именно на эту целевую аудиторию рассчитано предложение. Оно будет работать и обычными телефонами, но часть функций будет недоступна, а цена делает его не привлекательным. Абоненту пока доступен всего один тариф с фиксированной абонентской платы, которая зависит от региона. В Москве придётся отдать 750 рублей, а вот в Санкт-Петербурге 590 рублей в месяц. Дифференцирование будет распространяться и на другие регионы. За эту немалую для обычного пользователя сумму предлагается безлимитный интернет, безлимитные SMS, безлимитные звонки Yota-Yota и 300 включённых минут на других операторов по всей России:
Рисунок: Предложение для Санкт-Петербурга
После использования включённых минут будет действовать единая цена на звонки и смс по всей стране:
Рисунок: Цена за минуту и одну смс (актуальны для Москвы) одинакова по всей стране
В дальнейшем можно будет сконструировать свой собственный тариф, выбрав то, что реально нужно.
Тарифы в международном роуминге определяются соглашением с партнёрами и вряд ли будут низким, но вот над понижением стоимости мегабайта компания активно работает. А вот внутрисетевой роуминг отсутствует, что сразу же рождает мысли о покупке симок в регионах, где тарифы ниже и завозе их туда, где они выше. Конечно, ради экономии 160 рублей в месяц нет смысла специально ехать из Москвы в Питер, но очень вероятно, что кто-то поставит данное дело на поток. Опять же, по мере запуска услуги в регионах кататься придётся максимум в соседнюю область. Не понятно, как оператор планирует и планирует ли вообще бороться с этим.
Услуги будут предоставляться везде, где есть сети «Мегафона»: от 2G до 4G+. По словам Анатолия Сморгонского, сети обладают достаточной ёмкостью, чтобы обеспечить качественную связь и самого «Мегафона» и Йоты.
Интернет, хотя и назван безлимитным, всё же имеет ограничения. Во-первых, он будет работать только на мобильных устройствах. Подключение сим-карты в модем или использование смартфона в качестве модема не допускается. Во-вторых, запрещены пиринговые сети (т.е. торрент) и загрузка больших файлов. Компания будет отслеживать все такие случаи и снижать скорость до 32 Кбит/с. Подобное ограничение объясняется просто – Йота хочет предоставить свой основной аудитории (пользователям мобильных устройств то бишь) возможность спокойно выходить в интернет: читать сайты, общаться в социальных сетях, слушать музыку и так далее. Если не вводить вообще никаких пределов, сети очень быстро будут перегружены и на этом всё и закончится.
Отдельного упоминания заслуживает обслуживание. Оно предполагает заказ универсальной сим-карты на сайте и получения её либо курьером, либо в точке выдачи. Для этого следует скачать специальную программу для Android и iOS:
Программа объединяет в себе все необходимые функции: просмотр баланса и остатка минут, онлайн-чат с технической поддержкой и возможность оплаты при помощи банковской карты. Справедливости ради надо сказать, что версии для iPhone пока нет, а версия для Android содержит критические ошибки:
Рисунок: Тестирование в реальных условиях показало, что программа может просто не работать
Судя по количеству затронутых моделей, тестированием в компании особо не заморачивались, что характерно для новых продуктов Йоты и «Мегафона». Ошибки рано или поздно исправят, но осадочек остался.
Техническая поддержка также осуществляется нестандартно: через веб-чат и онлайн-звонок с сайта. От привычного голосового Call-центра было решено отказаться. Идея отказаться от привычного способа связи может показаться излишне смелой, но не будем забывать: основные пользователи услуги – это владельцы мобильных устройств. Для них текстовое общение гораздо привычней голосового, да и само по себе оно гораздо удобней. Не нужно «висеть» на трубке несколько минут дожидаясь оператора, на время уточнения информации можно заняться чем-то другим, посторонние шумы не мешают. Как утверждает Валерий Гелинава, такой способ связи с клиентов будет доминирующим в будущем. Мы проверили, как это работает и работает ли вообще. Возможно, нам просто повезло, но достучаться до оператора удалось сразу и общение заняло гораздо меньше времени, чем традиционное «если вас интересуют новые тарифы, нажмите цифру 1»:
Рисунок: Так происходит общение с оператором техподдержки
Только вот окно чата также следует доработать, ибо сейчас оно не масштабируется в высоту. Из-за чего в неразвёрнутом виде обрезает видимую часть текста на уровне пары-тройки слов. В общем, с технической частью ещё работать, устраняя недоделки и улучшая юзабилити.
Все номера получат новый красивый префикс 999, а так как клиентов пока очень мало, можно без труда подобрать себе «красивый» номер. В ближайшие 5 лет компания планирует набрать до 10 миллионов абонентов. Услуга переносимости номеров работает, так что покупать новую сим-карту не обязательно:
Рисунок: Перенос номера такой же, как и других операторов
Каких-либо преференций и тестового периода, как было при запуске сетей WiMax, нет. Всё совершенно одинаково для всех, даже для владельцев модемов Yota и смартфонов Yotaphone. Последнее несколько удивительно, потому как конвергенция этих продуктов предполагается их общим брендом. Американская практика субсидирования телефона контрактом на несколько лет у нас приживается слабо.
Хорошей новостью является то, что контентщикам доступ (во всяком случае, пока) к абонентам закрыт – никаких премиум-смс, коротких номеров и прочих честных способов отъёма денег не существует. Их появление зависит от желания самих абонентов. Если желающий будет мало, то услуги подобного рода вводиться не будут.
Выход на рынок голосовых услуг понятен – хотя интернет и развивается очень бурно, необходимость звонить по сетям сотовой связи пока никуда не исчезла. Отсутствие возможности дать интернет в любой смартфон и планшетник (которые сильно потеснили ноутбуки) напрямую сильно ограничивало круг потенциальных абонентов, а те, кто как-то решил эту проблему, вынуждены были пользоваться одним из сотовых операторов для мобильных звонков. Кроме этого, сокращалась и ниша домашних пользователей: всё больше их число подключало высокоскоростной кабельный интернет за те же деньги. Даже в частном секторе наиболее активные проводили себе оптику в дом. В общем, необходимо было предложение для наиболее активных ниш в виде смартфонов (где Йота не была представлена практически никак) и планшетных компьютеров (которые можно было подключить через внешний модем, но делать это было неудобно). А для этого нужно было запускать продукт через сим-карты. Естественно, с голосом, так как владельцы односимочных аппаратов не решились бы потерять голосовую связь ради интернета.
Ну а теперь можно удариться в конспирологию и предположить, почему всё получилось так, как получилось. Всё же безлимитные смс, безлимитные звонки внутри сети и настоящий безлимитный мобильный интернет – это сильная заявка на победу и атака на основы сотового бизнеса. В то время, когда у других операторов смс продолжает стоить почти два рубля, давать их бесплатно в неограниченном количестве в паре с неограниченными внутрисетевыми звонками. Ах, да, ещё интернет и отсутствие роуминга. И вполне сносное количество минут на другие сети. Ну и самое главное – почему «Мегафон» пошёл на это, предоставив Йоте все свои сети (не только LTE) и гарантированно лишаясь статуса самой инновационной компании? Ведь Москва и Питер – это только начало и дальше подобное предложение будет представлено в регионах.
На наш взгляд, «Мегафон» решился на глобальный эксперимент. Заключается он в предоставлении пакетных предложений с превалирующим безлимитом. При этом он пошёл дальше и решился тестировать не только сами безлимитные пакеты, но и новый подход к обслуживанию в виде интернет-чатов. Телефоны без особого сожаления были оставлены в стороне – их число постепенно уменьшается и через несколько лет ими будут пользоваться малодоходные абоненты.
Рисунок: Дни обычных телефонов сочтены
А смартфоны и планшетники – это текущий технологический цикл пользовательских устройств на несколько лет. Впоследствии они трансформируются во что-то с гибкими/голографическими экранами, а то и вовсе во что-то типа Google Glass, но доступ в интернет им будет необходим в любом случае. Именно такой вот переход «специализированные голосовые/текстовые сервисы -> универсальные сервисы» и было решено возглавить. Нет никаких сомнений, что связь следующего поколения будет основана исключительно на протоколах TCP/IP и будет использовать OTT-сервисы. Пользователь будущего (и частично настоящего) наотрез откажется платить по несколько рублей за несколько слов смс-сообщения или покупать мегабайт голосового трафика за 10 рублей. Следовательно, нужно уже сейчас предложить ему нужный продукт. Этим продуктом является мобильный безлимитный доступ в интернет. Без навязанных пределов, премиум-трафика, специального контента, роуминговых цен и прочего. Именно это и предложила Йота, попутно решив проблему низкого ARPU – стоимость тарифа достаточно велика, она зафиксирована и требует ежемесячного платежа для работы.
Как мы уже говорили, перед строителями светлого будущего стояла задача не только придумать продукт, но и заинтересовать им людей. Это было сделано добавлением традиционных услуг: голоса и смс, но они в предложении далеко не самые важные, даже если окажется обратное. Об этом говорит и ориентация на умные устройства и безлимит внутри сети. Если бы за интерконнект не требовалось платить, Yota с высокой долей вероятности сделала бы безлимит и на другие сети. Традиционные предложения призваны привлечь клиентов и обеспечить комфортный переход к потреблению интернет трафика. За выпадающие доходы от смс и голоса компания не беспокоится – они всё равно будут уменьшаться, а вот завлечь «безлимитностью» на высокую абонентскую плату за интернет способны.
Почему же такое решение не стал реализовывать сам «Мегафон», если оно настолько выгодно? Ответ прост: потому что это эксперимент, который ещё неизвестно чем может кончиться. Реализуя его через Йоту, в любой момент можно что-то переиграть, не рискуя основным брендом. Если проект окажется неудачным – ничего страшного, в актив Yota будет записан ещё один провал. Если же удачным – ну что ж, ничего страшного, просто основную прибыль будет приносить не «Мегафон», а Yota получит второй шанс стать лидирующей инновационной компанией.
Материал:
Данный оператор в представлении не нуждается. На территории нашей страны он достаточно известен и во много благодаря своим эпическим провалам. Всю свою истории Yota старалась быть исключительно инновационной компанией и потрясать рынок и каждый раз оказывалось, что хорошие идеи требуют качественной реализации.
Полный текст
Вполне себе инновационный оператор.
Ставка на "сетевых" пользователей оправдает себя.
все-таки откопали стюардессу ))
Я тут где-то уже спрашивал. но мне не ответили. Кто-нибудь знает - голос у них обычным способом
гоняться будет, или как даннные при помощи их приложения?
Хочется наппомнить, что "Просто" был тоже реализован как MVNO.
Обещали обычным.
Интересно будут премиум тарифы? Например требуется постоянный доступ к некой информации, которая имеет достаточно большой объем. Если следовать тому, что написано, при закачке больших файлов будет обрезана скорость и нормально работать не выйдет. Вот тут бы и пригодились VIP преференции, от которых хотят отказаться.
Зачем создавать MVNO оператора, который каннибализирует собственный пул VIP клиентов?
Я ответа не знаю :)
Для этого есть просто Йота и прочий МТС. Зачем на смартфоне доступ к большим файлам?
Особенно с учетом того, что как модем для внешних устройств телефон с этим договором использовать не дают.