В этом году 1 декабря ознаменовалось не только началом подготовки к традиционным ёлкам, шампанским и прочим новым годам, но и завершением эпопеи с переносимостью мобильных номеров. Если по-честному, то завершится всё ближе к лету следующего года, но торжественное «открытие по бумаге» произойдёт именно в этот срок.
Пока Минкомсвязи выпускает бодрые отчёты, а кое-кто из операторов подсчитывает неизбежные убытки, мы попытаемся разобраться в хитросплетениях законодательства и всё же понять, что же на самом деле внедрили в России.
История вопроса: у нас и у них
Впервые переносимость номера была реализована в бездуховном Сингапуре в далёком 1997 году. После потянулись страны загнивающего Запада: Нидерланды, Великобритания, Германия, Италия... даже всякие Кореи и Тайланды. В США MNP была реализована в 2003 года. Забавно, но ситуации в США оказалась очень похожа на нашу: крупные операторы ни в какую не хотели внедрять услугу и она переносилась на несколько лет вперёд, до тех пор, пока не ввели штрафы и в судах не стали отклонять соответствующие иски. В недавнем прошлом услуги ввели даже Грузия и Беларусь. Всего в мире около 70 стран, позволяющих абоненту сохранять номер при переходе к другому оператору.
В России внедрение соответствующий услуги растянулось на 10 лет. Впервые о ней заговорили в 2004 году, когда казалось что «вот-вот» запуск произойдёт. В течение нескольких лет тема периодически всплывала в новостях, раздавались очередные обещания ответственных лиц и дежурные пресс-релизы операторов о том, что «россияне — особенные люди, им не нужна переносимость» (духовные скрепы тогда ещё не изобрели). Наконец, когда подключились все, кто этого хотел, а над телефонной связью нависла очевидная угроза начать терять абонентов из-за миграции в IP-сети, дело сдвинулось с мёртвой точки. Что послужило причиной, доподлинно не известно. То ли подсуетились производители оборудования, то ли кому-то надо было утвердиться на новом месте. А может у кого-то появилась идея из разряда переименования милиции в полицию и запрета лампочек накаливания... как бы то ни было, в 2012 году начали предприниматься уже реальные шаги. Как это обычно бывает, долгое раскачивание сменилось ВНЕЗАПНО наступающим дедлайном 1 декабря. Когда стало очевидно, что к намеченному сроку услуга готова не будет, начались переводы стрелок и поиски виновных. Операторы заявляли, что внедрению мешает отсутствие нормативной базы (что правда, но не вся ). Министерство било себя в пяткой в грудь и заявляло, что всё будет сделано в срок. Чтобы помочь всё сделать в срок, в Госдуму внесли законопроект о наказании «нерадивых операторов» бесплатным обслуживанием, если те вдруг не смогут переносить номер с 1 декабря. К счастью, срок наказания в последующих редакциях перенесли на весну.
Несомненно, операторы кое в чём правы. К примеру, требований к порядку организационно-технического взаимодействия операторов подвижной радиотелефонной связи при обеспечении перенесения абонентского номера опубликованы в Российской Газете только 27 ноября. Таким образом, для того чтобы их прочитать, осмыслить и настроить всю аппаратуру у операторов есть всего три дня. Конечно, даже китайский можно выучить за ночь, но столь хардкорный вариант явно не пойдёт на пользу. На настоящий момент в недрах Минкомсвязи включён конвейер по штамповке всех недоделанных приказов, актов, инструкций и прочей бумаги, которая должна была появиться давным-давно.
Что это даёт и кому это выгодно
В первую очередь, конечно же, абоненту. Говорить о плюсах возможности уйти от неработающего оператора или почти безболезненно принять участие в популярной российской забаве «смени-оператора-ради-акции-а-потом-выкини-симку» бессмысленно — и так всё понятно. Однако кроме прямой выгоды, MNP подстёгивает также и конкуренцию, заставляя более активно участвовать в перетоке абонентов. Если ранее переток был хоть и возможен, но не мог быть массовым из-за номера, то в новых условиях только лень способна противостоять массовой миграции.
Выгоду от переносимости получают не только абоненты, но и операторы. Конечно же, не разъевшиеся монополисты (они только теряют и чем более заевшиеся, тем сильнее), а те, кто ранее был на вторых ролях. В некоторых случаях возможен очень сильный передел рынка или вообще смена лидеров.
Однако само по себе внедрение услуги ещё не означает, что все кинутся в первый день менять оператора. Количество абонентов, желающих воспользоваться новой возможностью, сильно зависит от сопутствующих факторов: от текущей реализации MNP до состояния самого рынка сотовой связи. Основные факторы, влияющие на интенсивность и объёмы следующие:
Оценки количества абонентов, желающих воспользоваться услугой, сильно разнятся. В конце 2012 года Минкомсвязь озвучивало 3 миллиона абонентов, а в конце 2013 министр высказался о 20-40%. Исследования, проведённые подразделением исследовательской компании EPSI Russia, говорят о 20,4%. А вот компания J’son & Partners Consulting прогнозирует, что востребованность MNP в России, вероятно, не превысит 3-5% в течение 2-3 лет. Приблизительно такой же прогноз дают и сотовые операторы. Как видим, цифры очень различаются.
Если попытаться предсказать, кто же из операторов приобретёт, а кто потеряет, то, скорее всего, приобретут Ростелеком, Теле2 и Мегафон, а потеряют МТС и Билайн. Об этом можно судить по индексу удовлетворённости, который согласно исследованию EPSI, снизился у МТС в 2013 году на 10%, а у Билайн на 8,9%. Наиболее лояльные абоненты у Мегафона.
Основных документов, регламентирующих всю процедуру с точки зрения отношений абонент-оператор два: Федеральный закон от 25.12.2012 N 253-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 15.07.2013 N 599. Первый вносит изменения в Закон о связи и Налоговый кодекс, второй — в Правила оказания услуг подвижной связи. Кроме того, есть ещё несколько десятков постановлений, законов и приказов, но они описывают «внутреннюю кухню» и клиенту не слишком интересны.
Для лучшего понимания, кто есть кто, вводится понятие оператора-донора (тот, кто отдаёт номер) и оператора-реципиента (тот, кто принимает номер).
Перенести номер можно только в пределах субъекта РФ, т. е. области, края, республики и т. д. Деление не учитывает столичные регионы: московский и питерский. Официально Москва и Санкт-Петербург — города федерального значения, отдельные субъекты. Однако для сотовых компаний города с соответствующими областями почти всегда представляют собой единое целое с едиными тарифами. Как операторы будут обходить эту проблему (и будут ли вообще), пока не ясно.
Абонент, который желает перенести номер, обращается с письменным заявлением либо к оператору-реципиенту, либо к третьему лицу, которому оператор доверил право заключать договор, в том числе предусматривающий использование перенесенного абонентского номера (так что ехать в центральный офис не потребуется, достаточно будет зайти в Связной или Евросеть). За право перенести номер нужно заплатить оператору-реципиенту определённую им сумму, однако, не более 100 рублей. Возможно, в дальнейшем эта сумма будет уменьшена законодательно, а возможно, этого не понадобится. Операторы заинтересованы в притоке абонентов, так что входной барьер явно лишний. Не будь Ростелекома и Теле2, барьер бы скорее всего существовал, но вероятней всего, новички обнулят входную пошлину и их примеру последуют более крупные операторы.
В заявлении требуется указать переносимый номер, свои паспортные данные, срок начала оказания услуг оператором-реципиентом, отказ от услуг оператора-донора и согласие погасить задолженность перед оператором-донором. Задолженность оплачивается по счёту, выставленному оператором-донором. Расплатиться следует за все услуги, оказанные до полуночи следующего дня после заключения договора с оператором-реципиентов. Например, если вы решили поменять оператора во вторник, заплатить следует за все услуги, которые были оказаны «старым» оператором до 24 часов среды. О задолженности (если такая существует) сообщает оператор-реципиент (посредством SMS, если в договоре не сказано о «Почте России», например), в 9 часов утра на второй и четвёртый дни после заключения договора. Если абонент не погасит свои долги до полуночи четвёртого дня, перенос номера не состоится. В случае отсутствия препятствий, на пятый день оператор-реципиент уведомляет абонента о предстоящем перенесении номера. Ещё одно уведомление приходит в день, предшествующий дню начала оказания услуг «новым» оператором. В нём абонента попросят вставить новую сим-карту в срок, который указал абонент в заявлении.
От перенесения номера можно отказаться, подав соответствующее заявление. Главное сделать это до конца 4-го дня, когда было подано заявления о перенесении номера. В этом случая всё остаётся как было. Новое заявление о перенесении номера можно подавать либо после того, как было написано заявление об отказе перенесения номера, либо после того, как оператор-реципиент начал оказывать услуги. Никаких ограничений по количеству смен оператор нет — можно бегать за выгодными тарифами сколько угодно.
Что касается времени начала оказания услуг оператором-реципиентом, то абонент устанавливает их сам в промежутке от 8-ми дней до полугода с момента заключения договора. В течение часа с установленного времени «новый» оператор обязан начать оказывать услуги. При этом существует защитный интервал: 30 минут для исходящих соединений и СМС в сетях подвижной связи и 6 часов для входящих соединений и СМС от сети связи общего пользования. Таким образом, максимальный перерыв в оказании услуг может составить 7 часов. Вполне нормально, если указать время начала оказания услуг на ночь: вечером вставляем симку, а к утру она уже работает.
Схема описана с цифрами для физического лица, но принципиально ничем не отличается и для юридического. Для «юриков» всего лишь другие сроки, раза в 3 больше.
Процедура, в общем, не сложная: если нет долгов, то достаточно написать заявление в ближайшем салоне связи и через 7 дней обслуживать будет уже другой оператор. Конечно, 7 дней — это не несколько часов и даже не 2-3 дня, как в наиболее развитых странах, но пережить, что называется, можно.
Договорённости, которые были негласно достигнуты между министерством и операторами, так и не были оформлены юридически. Согласно им, с декабря по апрель должна была действовать упрощённая схема: операторами-донорами должны были стать все, а реципиентами — только те, кто технически готов. Такой проект был подготовлен Минкомсвязи, но уже 27 ноября, а его до сих пор никто не видел. Зарегистрировать в Минюсте его уже физически не успеют, так что услуга де-юре начинает действовать с начала зимы. Мало того, сам Николай Никифоров высказал желание сменить оператора именно с этого срока. Кроме того, было заявлено, что ни о каких переносах сроков речи идти не может. Намёк «запустили, я сказал» вполне очевиден. Как оно будет проходить на самом деле, узнаем очень скоро.
Материал:
В этом году 1 декабря ознаменовалось не только началом подготовки к традиционным ёлкам, шампанским и прочим новым годам, но и завершением эпопеи с переносимостью мобильных номеров. Если по-честному, то завершится всё ближе к лету следующего года, но торжественное «открытие по бумаге» произойдёт именно в этот срок.
Полный текст
>Договорённости, которые были негласно достигнуты между министерством и операторами, так и не были оформлены юридически.
Зачем же так торопиться было? :)
Недотерпел ведь совсем немного: "Постановление от 28 ноября 2013 года №1094"
http://government.ru/media/files/41d4a61457be9021954d.pdf
Статья раньше была написан и отослана :( А постановление 29 ноября появилось в свободном доступе. Впрочем, хороший пример того, как не надо поступать. Всё правится в ручном режиме и за день может поменяться.
Известно же: "никогда не торопись выполнять приказ, его еще могут отменить" :)
Представляете какая чехарда будет с платежами ? Сейчас многие терминалы определяют оператора автоматически по префиксам, которые редко, но обновляются. Засунешь 500 рублей на номер перенесённый в Мегафон, а уйдёт он в Билайн - выковыривай их потом. :-)
Qiwi обещали, что у них всё будет готово.
Только плохо абоненту от этого... 1000 раз уже об этом говорили... раньше известно было, кому ты звонишь и выбирал нужную симку. а теперь...
Ну звонки на других операторов не так уж и дорого стоят.
этим убожеством(терминалами) еще кто-то пользуется?я думал оно только для тех у кого нет карточки
даже среди самых заядлых нищебродов не знаю кто так делает. уж по-моему несколько лет как все на это плюнули
кстати, очень грамотно поставили юзерков на деньги :)
http://www.cnews.ru/top/2013/12/02/kak_korrespondent_cnews_izbavlyalsya_ot_mobilnogo_rabstva_reportazh_551881
пчелайн атлично, мтс мутит, мегаслон похоже самые лохи.
яп еще лозунг впарил - не будь рабом, смени оператора! 8)