vk_logo twitter_logo facebook_logo googleplus_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

Телесмотрение: эпоха перемен 99

Дата публикации: 26.06.2013
Количество просмотров: 15117
Автор:

Несмотря на бурное развитие Интернета и всевозможных развлекательных сервисов, телевидение остается самым популярным источником информации и развлечений. Другое дело, что за последние два года потребление телевизионных услуг начало серьезно меняться. Общенациональные федеральные каналы стали терять свою аудиторию быстрыми темпами, а вот, так называемые, тематические каналы, наоборот – быстро расти. Так каковы основные тренды современного телесмотрения, и как они изменятся в будущем?

В последнее время мне всё чаще приходится слышать от самых разных людей, что они не смотрят телевизор. Кто-то категорично заявляет, что у него и телевизора-то дома нет. Но при детальном рассмотрении подтвердить эти заявления не получается. Люди не перестали смотреть телевидение и телевизор. Они просто поменяли модель потребления. Не согласен я и с заявлениями многих операторов платного ТВ о том, что телевидение будет бурно расти в ближайшие годы. Да, рост возможен, то только при понимании того, что нужно конечному зрителю. Ну, об адекватной стоимости услуг забывать тоже не стоит.

Люди всё реже смотрят общенациональные каналы (по причине непонятности их позиционирования и низкого качества контента) и больше интересуются тематическими. При этом значительная часть молодой аудитории концентрирует своё внимание на потреблении видеоконтента по Сети, а также просмотре фильмов из Интернета на своих ТВ или других устройствах (планшетах, смартфонах). Это и должны учитывать все игроки рынка.

Изменение профиля телесмотрения подтверждают и многочисленные исследования. Одно из таких от TNS я бы хотел привести в качестве доказательств. Данные эти по рынку Санкт-Петербурга за второе полугодие 2012 года и первый квартал 2013 года.

Так, суточное время контакта аудитории с радио за два последних года сократилось на 51 минуту (до 4 часов 39 минут), с телевидением – сократилось на 29 минут (до 4 часов 52 минут), а с Интернетом – выросло на 12 минут (до 2 часов 9 минут). Таким образом, время контакта с радио снизилось на 15,5%, с телевидением – на 9%, а с Интернетом – выросло на 10%.

Изменилась при этом и структура ежедневного охвата аудитории. Так, Интернет имеет наибольшую популярность среди молодежи и людей среднего возраста, а телевидение – среди представителей более старшего поколения. При существующем тренде телевидение будет терять свои позиции и дальше. По мере старения и естественного сокращения численности людей старшего поколения через 10-15 лет оно окончательно уступит лидирующие позиции Интернету.

Кроме того, за последние пару лет популярность эфирного телевидения практически не изменилась, а вот аудитория тематических каналов ощутимо увеличилась. А вот Интернет-аудитория за то же время выросло быстрее - на 11%. Такие данные следуют из отчета TNS.

Наиболее популярными жанрами в разрезе телесмотрения по итогам 2012 года стали телесериалы (доля 28%), кинофильмы (18%), новости (8%), а также документалистика, развлекательные программы и мультфильмы. Изменения за последний год оказались незначительными.

Интересно взглянуть на распределение популярности топовых программ у различных групп людей. Самые сбалансированные показатели у молодой аудитории (до 24 лет). Они в большей степени предпочитают сериалы (до трети времени), спортивные трансляции, кино, развлекательные программы, анимационные фильмы. У аудитории от 25 до 39 лет основной акцент смещается в сторону кино и новостей и, вместе с этим, падает - к сериалам, юмору и спорту. А вот люди постарше (от 40 до 54 лет) предпочитают исключительно сериалы.

Пенсионеры не зря считаются самым политически активным слоем населения. Почти половина телевизионного потребления у них приходится на новости, ещё четверть – на сериалы.

Одним из главных трендов последнего времени является фрагментация и размывание телеаудитории. Количество нишевых каналов за последние три-четыре года на российском рынке значительно выросло. Теперь их исчисление осуществляется сотнями. Соответственно фокус аудитории смещается.

Иллюстрацией такого положения дел является количество трансляций с высоким рейтингом TVR>10. За десять лет их количество снизилось в 60 раз: с 1121 - в 2002 году до 17 - в 2012 году.

В итоге доля общенациональных федеральных каналов постепенно падает, а доля тематических каналов растёт быстро. Во многом это связано с тем контентом, которые транслируют телеканалы и их адаптацию к потребностям аудитории.

По данным TNS, у мужской аудитории тематические каналы пользуются большей популярностью в сравнении с общенациональными. У женщин всё наоборот.

Одним из катализаторов размывания телеаудитории и вообще модели линейного телесмотрения эксперты также называют видео в Интернете. По итогам 2012 года видеоконтент в России в Сети смотрели порядка 13,5 млн. человек (это четверть от среднесуточной дневной аудитории телевидения). В среднем каждый пользователь тратил на это 17 минут в сутки. В рейтинге ключевых активностей в Интернете видео идёт на втором месте, сразу же после соцсетей (45 минут в сутки).

Крупнейшими видеоресурсами в Сети по итогам первого квартала 2013 года стали Youtube с суточной аудиторией почти 6 млн. пользователей и «Яндекс.Видео» - 2,63 млн. А из телеканалов, транслирующих свой контент в Сети, стоит отметить «Первый канал», НТВ, телеканал «Дождь», Disney и ВГТРК.

Ещё стоит отметить одну интересную особенность. Многие платные телеканалы вообще не представлены в Интернете легальным образом. Вместо того, чтобы предоставить пользователям возможность просмотра контента за деньги (например, по модели подписок) и зарабатывать на нём, вещатели работают по старинке через кабельные и спутниковые сети. Ну, а пользователи скачивают нужный контент из Сети бесплатно.

При этом представители крупных производителей контента в один голос утверждают, что не хотят менять существующий формат бизнес модели. Они попросту не хотят ссориться с операторами платного ТВ, ведь работа напрямую с потребителями контента может существенным образом снизить выручку операторам. Даже наоборот, сейчас они вливают в рекламу и PR своих HD-пакетов огромные средства. Только вот непонятно, окупятся ли они в ближайшее время.

Ситуация с HD-телевидением вообще комичная. Операторы платного ТВ наперегонки объясняют зрителям, в чем преимущество картинки высокой чёткости. Многих это вообще не впечатляет, а тех, кто в конечном счете подключает пакет (а он по определению дороже в несколько раз обычного) разочаровывается. И тому есть ряд причин.

Во-первых, качественное или настоящее HD потребует от пользователя наличия дорогого телевизора последнего поколения, по-настоящему объемную систему стереозвучания, скоростной канал для подключения к Интернету. Эти условия есть далеко не во всех домохозяйствах в России. Я бы даже сказал, мало где.

Во-вторых, даже если у пользователя есть этот дорогостоящий комплект, настоящего контента в HD качестве крайне мало. Сейчас многие, так называемые HD каналы попросту переводят SD в HD. Качество при этом принципиально иное. Производить HD контент в 4-6 раз дороже, чем обычную картинку. К примеру, пакет из 4 настоящих HD каналов по рыночной цене обходится в 350 – 450 рублей в месяц.

Помимо этого есть ещё рад сложностей. Это и устаревшие кабельные сети, подмена HD форматом улучшенными версиями SD и т.п.

По этой причине о бурном росте HD-телевидения в России в ближайшие годы говорить не приходится. Понятное дело, что этого бы хотелось операторам. Но реальность против.

Ещё один тренд, который отмечают эксперты, появление на рынке телевизоров с возможностью трансляции видео из Сети напрямую и доступом к интернет-сервисам. В настоящее время количество пользователей Smart TV в России оценивается на уровне 3,3 млн. И это количество в течение двух последних кварталов растет особенно быстро (свыше 30% за квартал). Пока эту платформу для продвижения своих услуг и сервисов не использует ни один из российских операторов платного ТВ. Большая часть предпочитает работать по старой схеме с существующей технологической платформой.

 

От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/articles/article/23286/telesmotrenie-epoha-peremen.html

Комментарии:(99) комментировать

26 июня 2013 - 13:40
Robot_NagNews:
#1

Материал:
Несмотря на бурное развитие Интернета и всевозможных развлекательных сервисов, телевидение остается самым популярным источником информации и развлечений. Другое дело, что за последние два года потребление телевизионных услуг начало серьезно меняться. Общенациональные федеральные каналы стали терять свою аудиторию быстрыми темпами, а вот, так называемые, тематические каналы, наоборот – быстро расти. Так каковы основные тренды современного телесмотрения, и как они изменятся в будущем?

Полный текст


26 июня 2013 - 13:41
Kirya:
#2

Имеется два вопроса к автору статьи.
1. Почему, если кол-во автомобилей в России с каждым годом растёт - аудитория радио падает.
Нестыковка получается.
2.Цитата: "Во-первых, качественное или настоящее HD потребует от пользователя наличия дорогого телевизора последнего поколения, по-настоящему объемную систему стереозвучания, скоростной канал для подключения к Интернету. Эти условия есть далеко не во всех домохозяйствах в России. Я бы даже сказал, мало где."
Мне интересно много ли автор знает телеканалов, где идёт Dolby аудиосопровождение, и давно ли он был в ближайшем магазине электроники и видел там не HD телевизор ?


26 июня 2013 - 13:46
Дятел:
#3

1. Потому что автослушатели были только частью аудитории. А теперь чуть ли не единственные. Да ещё далеко не все водители слушают радио: читал интервью генерального одной радиостанции, где на вопрос, почему он, культурный человек, ставит в эфир одну херню, был дан ответ "Потому что мы работаем на свою аудиторию, а она стремительно деградирует, радио слушают одни водители-люмпены". В нормальных машинах масса водителей слушают флешку. Или смотрят киношку в пробках ))


26 июня 2013 - 14:09
yegorov-p:
#4

Просмотр сообщенияKirya (26 июня 2013 - 12:41) писал:

Имеется два вопроса к автору статьи.
1. Почему, если кол-во автомобилей в России с каждым годом растёт - аудитория радио падает.
Нестыковка получается.



Потеоретизирую с дивана. =) Относительно недавно на права сдал, круг общения соответствующий сохраняется. У подавляющего большинства вместо радио торчит сибишка.


26 июня 2013 - 14:22
DimaM:
#5

А этот перл чего стоит "Крупнейшими видеоресурсами в Сети по итогам первого квартала 2013 года стали Youtube с суточной аудиторией почти 6 млн. пользователей и «Яндекс.Видео» - 2,63 млн"
Любой провайдер с DPI наглядно видит на своих графиках, что крупнейший видеоресурс в России - это VK - он почти на порядок превосходит Youtube. Ежедневная аудитория больше 40 млн чел


26 июня 2013 - 14:44
snark:
#6

Просмотр сообщенияDimaM (26 июня 2013 - 13:22) писал:

крупнейший видеоресурс в России - это VK



Это не на долго.


26 июня 2013 - 14:55
Sergey Gilfanov:
#7

Просмотр сообщенияsnark (26 июня 2013 - 13:44) писал:

Это не на долго.


Точно? Из последних слухов:

Цитата

Руководство соцсети «ВКонтакте» рассматривает возможность создания специальных платных «лайков»


А если помахать перед носом контенщиков (не старых, а более прогрессивных) цифрой посетителей и сказать 'а вы бы могли заработать, если бы сдуру не попросили удалить'.


26 июня 2013 - 14:58
st_re:
#8

Просмотр сообщенияsnark (26 июня 2013 - 13:44) писал:

Просмотр сообщенияDimaM (26 июня 2013 - 13:22) писал:

крупнейший видеоресурс в России - это VK



Это не на долго.



Это так уже не один год.... Повлияет или нет на это "закон о борьбе с пиратством" вопрос, пока, открытый.


26 июня 2013 - 17:29
snark:
#9

Если все останется как сейчас, то, наверное, повлияет. Но ... Массовое переименовывание музыки там уже началось. Если дойдет до фильмов - правообладателям придется с лупой выискивать свои фильмы, а раз не нашел, то и предъявлять нечего и мы будем смотреть на те же самые графики.


26 июня 2013 - 19:47
didandr:
#10

Просмотр сообщенияsnark (26 июня 2013 - 16:29) писал:

1. Почему, если кол-во автомобилей в России с каждым годом растёт - аудитория радио падает.
Нестыковка получается.

Большинство народу в машинах радио слушают фоном.
Они не реагируют на рекламу, просто переключаясь на другую станцию, радиослушатель становится пассивным и перестаёт быть целевой аудиторией рекламодателя.

Просмотр сообщенияKirya (26 июня 2013 - 12:41) писал:

2.Цитата: "Во-первых, качественное или настоящее HD потребует от пользователя наличия дорогого телевизора последнего поколения, по-настоящему объемную систему стереозвучания, скоростной канал для подключения к Интернету.

Самое последнее г... 32" по диагонали за 10 тыщ рублей уже в состоянии показать неискушенному люмпену, что HD это круто и он не зря отвалил стока бабок.
То, что там от HD не видно и половины, ему по барабану. Главное, разница с SD видна.
По поводу доступности - только не ленивый кабельщик уже засунул себе в цифру пару-тройку HD каналов....

Население лействительно неуклонно люмпенизирует.
И сказки про подписчиков платных каналов раздувают сами каналы...
Народ категорически отказывается платить за качественное телевидение.
Им просто нужно во что-то пялиться на диване с пивом...


Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться