vk_logo twitter_logo facebook_logo googleplus_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

"Мобильная беспроводка" не дотягивает до "фиксы"

Дата публикации: 30.01.2013
Количество просмотров: 5695
Автор:

Несмотря на то, что интернет-доступ "без проводов" становится неотъемлемой частью жизни все  большего числа людей в РФ, суммарная аудитория мобильного интернет-доступа (выраженная в  пользователях), по оценкам J’son & Partners Consulting, составляет на конец 2012 года всего  около 40 млн. человек. Среди них немало пользователей, которым мобильный интернет особенно не  нужен - это "абоненты поневоле". Просто их смартфоны выходят в сеть по своему графику и  расписанию для загрузки обновлений.

Цифры и определения

Если внимательно почитать отчет аналитиков из J’son & Partners Consulting, то можно отметить  несколько интересных цифр. Например, несмотря на всевозможные завывания опсосов о том, что у  нас все готово к 4G и надо только строить-строить-строить, а абонентам сдавать на это деньги,  фиксированный доступ в Интернет остается более популярным в России, чем мобильный. Правда, несмотря на это премьер Дмитрий Медведев поручил Минкомсвязи, Минэкономразвития и Минфину к 1  апреля 2013 г. разработать меры по «существенному снижению» стоимости подключения российских  домохозяйств к интернету… по проводным каналам связи. :) Может быть, у него нет точных цифр по ситуации или чиновникам  хочется побыстрее "распилить" деньги из фонда Универсальной услуги? :)

Проникновение мобильного интернет-доступа в России и других странах, %, 2012

Источник: Informa, ITU, J’son & Partners Consulting

В любом случае, цифры показательны. Из десятков миллионов пользователей российской интернет-аудитории уже 83% хоть когда-либо пользовались беспроводным доступом в Интернет. Но только 8% людей в России используют беспроводной интернет-доступ чаще, чем фиксированный, а 4% пользуются только беспроводным доступом (это те самые бедняги, которым кабель найти просто нереально - нет его). И даже при этом проникновение мобильного интернет-доступа в России приблизительно в 2 раза превышает аналогичный показатель в среднем в мире - на заметку чиновникам Минкомсвязи и пиарщикам опсосов, этим можно хвастаться. А вот умолчать следует о том, что этот же показатель уступает цифрам из ряда стран Западной Европы, США, Японии и Южной Кореи.

Использование различных технологий доступа в Интернет, Россия, октябрь 2012

Источник: J’son & Partners Consulting

Кстати, по оценкам J’son & Partners Consulting, к концу 2012 года суммарная российская абонентская база передачи данных с мобильных устройств (выраженная в SIM-картах): смартфонов, мобильных телефонов и планшетных ПК достигла 65,5 млн. активных абонентов, активная абонентская база пользователей мобильного интернета на USB-модемах составила около 11,9 млн. Правда, надо иметь в виду, что у одного пользователя может быть несколько устройств для выхода в Сеть - те самые, упомянутые в начале текста, 40 млн. клиентов и есть оценка "по головам", остальное - по контрактам, она выше. 

Отметим, что бОльшая часть абонентов мобильного интернет-доступа в России выходит в сеть с обычных мобильных телефонов - даже не со смартфонов! В данном случае речь идет о весьма ситуативном использовании доступа в Сеть: обычно он отмечается во время сеанса приема MMS. Кроме того, связан с ошибочными нажатиями клавиши запуска браузера (на многих моделях терминалов она вынесена отдельно), а также выходом на контент-ресурсы операторов связи после получения массированного SMS-спама. Ни о каком регулярном потреблении услуги доступа в Сеть с помощью обычных телефонов речи, конечно, не идет - так, статистика для повышения "поголовья" потенциальных абонентов. Это подтверждают цифры - средний трафик передачи данных абонента мобильного телефона существенно ниже, чем у абонента смартфона, планшетного ПК или USB-модема. 

Вывод аналитиков J’son & Partners Consulting о том, что "именно смартфоны и планшетные ПК внесут наиболее значительный вклад в рост абонентской базы и трафика мобильной передачи данных" можно считать прогнозом Капитана Очевидность - это и так понятно. Но спасибо, что напомнили. Ведь по итогам 2012 года активная абонентская база пользователей мобильного интернет-доступа на смартфонах выросла на 88% относительно итогов 2011 года и составила 22,5 млн. абонентов (около 34% абонентов мобильной передачи данных с мобильных устройств). Притом, что общий наличный парк смартфонов в России составляет 27,2 млн. устройств: около 80% обладателей этих устройств являются абонентами мобильного доступа. Причем, средний трафик мобильной передачи данных обладателя смартфона составил по итогам 2012 года 303 МБ в месяц (+150% относительно 2011 года).

Число активных абонентов и средний трафик в месяц на одного активного пользователя мобильного интернет-доступа, Россия, октябрь 2012

Источник: J’son & Partners Consulting

С интернет-планшетами ситуация чуть другая: в отличие от смартфонов далеко не все такие устройства обладают возможностью доступа в Интернет по сетям 3G, много конфигураций начального уровня поддерживает только Wi-Fi. Именно поэтому количество абонентов, использующих для выхода в Интернет планшетный ПК, пока сравнительно невелико – 2,5 млн, что эквивалентно 4% абонентов передачи данных с мобильных устройств, или 71% всех пользователей планшетных ПК. Средний трафик в месяц на одного активного пользователя планшетного ПК составил 450 МБ в месяц по итогам 2012 года (+80% относительно итогов 2011 года).

Нет сомнений в том, что существенное увеличение среднемесячного интернет-трафика пользователей «умных» мобильных устройств в 2012 году обусловлено в первую очередь ростом популярности сервисов и приложений на основе мобильного доступа в Интернет. Это навигация, поиск данных, электронная почта, сервисы интернет-пейджинга, VoIP, прикладные программы (чтение новостей, вызов такси, работа с платежными сервисами и т.д.). 

Структура потребления

Хотя смартфон и планшетный ПК не могут полностью заменить персональный компьютер или ноутбук, это и неважно - они обладают возможностью быстрого развертывания для начала оказания услуги, могут выполнять работу в фоновом режиме и, кроме того, обладают компактными размерами, что позволяет постоянно носить их с собой. Именно поэтому, по данным J’son & Partners Consulting, 41% пользователей мобильного доступа со смартфонов и 52% - с планшетных ПК используют свое устройства для выхода в Интернет все 7 дней в неделю. То есть постоянно - обычно для небольших ситуативных сессий в течение рабочего дня (емкость батареи у подобных устройств все-таки еще далека от идеала): почти половина пользователей услуги мобильного интернет-доступа с планшета и смартфона совершают более трех интернет-сессий в день.

Доля пользователей мобильного интернет-доступа, выходящих в Сеть все 7 дней в неделю, Россия, октябрь 2012

Источник: J`son & Partners Consulting

Кроме того, планшетными ПК пользуются куда как чаще "смартиков" - там бОльшая диагональ дисплея, удобная клавиатура: их используют не только для потребления контента, но и для его создания, работы в социальных сетях. На текущий момент пользователи планшетов чаще пользуются поисковыми приложениями, чем пользователи смартфонов. Несмотря на массовые предустановки Яндекса, самым популярным поисковым приложением среди пользователей мобильного интернет-доступа является все-таки Google, причем данный поисковик лидирует как среди пользователей смартфонов, так и среди пользователей планшетных ПК. 

Сколько раз вчера Вы выходили в Интернет с помощью своего смартфона/планшета, Россия, октябрь 2012

Источник: J`son & Partners Consulting

Вполне очевидно, что пользователи планшетных ПК существенно чаще просматривают онлайн-видео, чем пользователи смартфонов. Лидером среди сервисов просмотра видео у пользователей беспроводного интернет-доступа является YouTube. Данным приложением пользуется 83% опрошенных пользователей планшетных ПК и 67% пользователей смартфонов, второе место принадлежит социальной сети ВКонтакте (ах, какой просос Twitter и Facebook если им, конечно, интересен российский рынок) - данной социальной сетью с мобильного устройства пользуются 81% пользователей мобильного интернет-доступа с планшетного ПК и 74% пользователей со смартфона.

Посещение социальных сетей с помощью своего смартфона/планшета, Россия, октябрь 2012

Источник: J`son & Partners Consulting

А вот мобильный интернет-доступ используют не только в личных целях, но и для работы: среди пользователей беспроводного интернет-доступа со смартфонов и планшетных ПК на текущий момент 74% пользователей смартфонов и 65% пользователей планшетных ПК используют свое устройство на работе. Это стало возможно после массовых разработок приложений для оперативного взаимодействия - от автоматизации отдельных видов деятельности до работы с прикладными задачами в рабочем процессе: логистика, ремонт, учет и т.д. В основном мобильным решениям отдают предпочтения ИЧП и компании сегмента СМБ - там, где основные средства должны быть мобильными и, вместе с этим, подобные компании в наибольшей степени восприимчивы к технологичным новинкам. 

Краткий прогноз на будущее

Нет сомнений в том, что пользователи смартиков и планшетников будут проводить больше, гораздо больше времени в Сети в 2013м году - во всяком случае, об этом заявило 43% пользователей смартфонов и 57% пользователей планшетных ПК. При этом продажи планшетов и смартфонов – основных мобильных устройств доступа к Интернету – будут расти и в 2015 году составят 22,2 и 5,8 млн. устройств, соответственно.

Суммарный российский трафик мобильной передачи данных (включая передачу данных на USB-модемах), ПБ, 2010-2016

Источник: J`son & Partners Consulting

Таким образом, нагрузка на сети операторов мобильной связи предстоит весьма серьезная - абонентская база становится все больше и "прожорливее". Не удивлюсь, если к концу 2016 года суммарный трафик российских мобильных пользователей составит 3160 ПБ, увеличившись в 6 раз по сравнению с итогами 2012 года. Разумеется, "удержать" все это только на сетях 3G у опсосов не получится - частично нагрузку возьмет неторопливо вводимый в строй LTE. Вот только ограничений по тарифам (в основном, по объему трафика, включенному в пакет) и увеличение их стоимости весьма возможны. При этом далеко не факт, что тот же "технологический лидер" в виде компании "МегаФон" сможет справиться с таким лавинообразным ростом трафика без особенных проблем. Ведь здесь необходима будет не трескуче-бесполезная реклама, а реальный рост пропускной способности каналов передачи данных, как в отношении радиоэфира, так и в отношении базовых сетей операторов связи. Уверен, что под эти нужды весьма активным будет и расчистка радиочастотного спектра - без введения в строй нижнего и верхнего диапазона для LTE, опсосы просто "захлебнуться" в трафике, что серьезно понизит среднюю скорость передачи данных. 

Отметим, что предпосылки к замедлению роста присутствуют и они вполне реальны. Например, во многих регионах России качество и реальная скорость 3G-интернета (и других «быстрых» стандартов передачи данных) гораздо, гораздо ниже заявленного операторами. Ни о каких 20-30 и больше Мбит/с мечтать никому не приходится. Часто UMTS-сети выдают абонентам хорошо, а если 1-2 Мбит/с в прямом канале - это уже на уровне региональной фиксы. Кроме того, уровень покрытия территории России сетями передачи данных на текущий момент также оставляет желать лучшего - все заявления о присутствии в десятках регионов не более чем маркетинговый шум: покрытие можно считать островным, а в некоторых регионах буквально точечным. И появление сетей LTE особенно ситуацию не исправит - как минимум в ближайшие 3-5 лет. 

Добавим, что никакой программы по информированию даже своих собственных абонентов о преимуществах и особенностях мобильного интернет-доступа никто из опсосов не проводит. Если ориентироваться только на рекламу, то можно понять, что 4G - "это круто". Но слишком завышенные ожидания о том, что "все будет летать" слабо коррелируют с реальными скоростями. Слабое покрытие вообще лишает пользователей связи. Кроме того, значительная часть населения России либо не знает, как использовать данную технологию, либо опасается высоких тарифов на услуги мобильной передачи данных. Согласно результатам исследования, проведенного компанией Cisco, в 2016 году суммарный мировой объем среднемесячного мобильного интернет-трафика увеличится в 18 раз по сравнению с результатами 2011 года и достигнет 10,8 экзабайт в месяц. Остается только понять какой же будет доля России в общемировом трафике передачи данных? Если все будет пессимистично, то не более 1-3%.

От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/articles/article/22739/-mobilnaya-besprovodka-ne-dotyagivaet-do-fiksyi-.html

Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться