1. Статьи
Заметки пользователей
16.05.2011 12:42
PDF
45296
173

В преддверии «тупой трубы»: Как жить дальше? Часть I

В преддверии «тупой трубы»: Как жить дальше? Часть IПарадигма «тупой трубы», задача которой только доставить данные пользователям по своим сетям связи, и ничего более, прочно вошла в мир телекоммуникаций, как главная на сегодня фобия провайдеров всех мастей, начиная сверху, от магистрали, и заканчивая внизу, на доступе. Конечно, термин «тупая», да еще и «труба», от dump pipe, так пренебрежительно введенный по отношению к отрасли связи, не воздает должное одной из самых успешных бизнес – моделей с оборотом в триллионы долларов и порядка 4% валового дохода во всем мире. Ассоциации, даруемые эпитетом на уровне подсознания, выглядят настолько непривлекательными, что вызывают почти иррациональный страх. Зато абстракция эта дает право кое-кому, не будем показывать пальцем, усмехаясь, задать вопрос: Вы же не хотите в конечном итоге стать «тупой трубой»?

Ведь «тупая труба» предлагает мир, где прилагательное «низкая», для провайдеров, будет соседствовать с маржой, ценой, доходом и прибылью. В то время как другие, обретя для своих приложений «бесплатный проезд» поверх сетей связи, будут получать основные прибыли, предоставив пользователям услуги с более высокой стоимостью, value-added services (VAS). Чтобы не стать «тупой трубой», где денег не будет - надо стать «умной трубой», smart pipe, где идеи хорошо перекликаются со средневековым грабежом. И если в прошлом надо было встать на дороге с оружием в руках, тогда как сегодня достаточно поставить оборудование с DPI на пути трафика. Сложно? Нет! Только плати. И «маркетинговый блуд» (copyright не автора), атрибутами которого стали «танцы с бубнами» вокруг прибылей, принял трагические ноты, вещающие всем и каждому о скором апокалипсисе: когда цены уйдут вниз, а трафик передачи данных возрастет безмерно. Тем более схожие прецеденты в отрасли, когда цена шла вниз, есть, и они известны.

В преддверии «тупой трубы»: Как жить дальше? Часть I

Effective Price Per Message, Nielsen Customer Value Metrics. FierceWireless

Как говорится в исследовании AT Kearney «о жизнеспособной будущей модели интернет» (Viable Future Model for the Internet), проведенного по заказу большой европейской четверки (Big4): Deutsche Telecom, France Telecom, Telecom Italia и Telefonica, – в период с 2010 года по 2014 год дефицит европейских операторов только фиксированной связи на покрытие опережающих темпов роста трафика передачи данных и требуемых инвестиций составит порядка $9,8 млрд. Впрочем, Big4 с недавних пор, с конфликта Level3 и Comcast, глядят на Google, Facebook и им подобных, держа в уме идею, что контент возьмет на себя долю расходов. Ведь согласно тому же исследованию, в мобильных сетях дефицит будет еще больше, порядка $30 млрд. – значительная дыра, «неподъемная» для бюджета провайдеров.

В преддверии «тупой трубы»: Как жить дальше? Часть I

Estimated capex required to find incremental capacity for European fixed internet networks

Впервые определение «тупая», и, обратите внимание, без «трубы», в контексте сетей связи ввел в употребление Дэвид Айзенберг, когда в далеком 1997 году опубликовал свое видение в труде «Восстание тупой сети» (Rise of the Stupid Network, новая версия этой статьи «Рассвет Тупой сети», Dawn of the Stupid Network). На русском языке статья в переработанном виде была издана в журнале Сети и системы связи, «Тупая сеть как светлое будущее телекоммуникаций». Удачная аналогия, где обыгрываются аспекты передачи управления услугами от центра, по мере роста вычислительной емкости оконечных терминалов в сети связи, к ее краю, к пользователям, в последние годы не без содействия маркетологов заиграла новыми глянцами. Теперь «тупой», и уже «трубе», отведена роль гвоздя, забиваемого по самую шляпку в гроб устоявшихся в телекоме за долгие годы взаимоотношений, где мяч, то есть преимущество, всегда был на стороне провайдеров. И, надо сказать, «нет дыма без огня», все правильно и все верно.

В свое время, издавна, в телекоме укоренились две тенденции, которые важны для нас, так как именно их слом будет играть ключевую роль в аспекте «тупой трубы»:

В призме техногенной революции

Исторически сложилось так, что разные услуги связи появлялись в разные периоды времени и редко сталкивались друг с другом в прямом соперничестве, ведя речь скорее об эволюционном развитии, когда пользователям с появлением новой услуги дается больше возможностей. Телевидение позволило пользователям к голосу, который уже давно вещался по радио, увидеть еще и изображение. Телефон, в отличие от телеграфа, позволил услышать собеседника, а мобильная связь, вдобавок к телефонной фиксированной, дала и свободу передвижения. Новые возможности, открываемые перед пользователями, приводили к росту ценности вводимых услуг, что естественно вело к увеличению платежей и общему повышению доходов отрасли.

Одним из ярких примеров подобного является сама Россия, где перипетии техногенного развития, когда одно меняло другое, уложились в промежутке последних чуть менее 20-ти лет. Ведь в новый этап, после застойных времен, страна вступила с громадной нехваткой предложения услуг связи, что породило бурный рост разных сетей. Именно на заре этого времени, в 92-95 годах прошлого века родилась фраза, где «каждый вложенный в связь рубль возвращался шестью».

В преддверии «тупой трубы»: Как жить дальше? Часть I

Доходы от услуг связи в России по данным Росстата (до 2000 года объем указан в трлн. рублей, начиная с 2000 года в млрд. рублей)

Да и в рамках одной услуги развитие играло важную роль, позволяя при внедрении на сетях новых технологий получать преимущества или выгоду. К примеру, появление первых автоматических телефонных коммутаторов с декадно-шаговым искателем позволило отказаться от проклятия былого «алло, барышня, алло…», а переход на АТС координатного типа кардинально улучшил качество разговорного тракта и уменьшил количество персонала, то есть затраты. Поэтому вложения в развитие сетей всегда вели либо к увеличению дохода, либо к сокращению затрат. И то и то деяние - увеличивало прибыли. И так было на протяжении всей истории развития телекома. И иного здесь не ведали.

Особо стоит отметить, что общая сеть связи, хотя и была номинально единой, однако сети связи разделяли по услугам, где каждая из них предоставляется в отдельной сети, база которой, как минимум по технологии, а часто и среде передачи, отлична от иных сетей. Что с одной стороны естественным образом разводило провайдеров по разные стороны от конкуренции. Вывод компании на новые рынки, в новые сегменты, требовал затрат на создание сети. Стоит ли говорить, что сами услуги, по своему функционалу, также кардинально отличаются? Как пример можно взять наиболее крупные сегменты, разделившие провайдеров на два лагеря: кабельное телевидение и услуги телефонной связи.

Под эгидой интеллекта сети

В телефонных сетях, где основой была передача голоса, телефонные аппараты управлялись «умной», по отношению к простым терминалам пользователя, телефонной станцией. Поэтому сети были интеллектуальными, а терминалы, телефонные аппараты, - тупыми. На стороне провайдеров играла «вычислительная мощь» телефонных станций, и интеллект сети ВСЕГДА доминировал над тупыми в «ноль» терминалами пользователей. Вершиной этой логики стала Интеллектуальная Сеть (Intelligent Network, IN) и система сигнализации Signaling System 7 (SS7, в российской интерпретации общеканальная система сигнализации ОКС №7), призванная снять трудности по вводу новых услуг, но, по факту, еще более закрепившая ведущее положение операторов. Если надо было реализовать дополнительные услуги, то их можно было реализовать практически только на телефонной сети, то есть на стороне провайдера, к которому приходилось идти на поклон. Кто в данном случае получал основные доходы - вопрос тривиальный.

И доходы эти были значительны, особенно в мобильной связи: в 2010 году доля VAS в выручке операторов сотовой связи в России увеличилась с 19% в 2009 до 21%, и составила 150 413,7 млн. рублей, из них на мобильный интернет приходится 53 026, 4 млн. рублей. Соответственно доля VAS в сетях мобильной связи, без учета услуг интернет, на 2010 год составляет порядка 6,90% (93 387,3 млн. рублей) от общего объема ВСЕГО российского рынка телекоммуникаций (1 353 млрд. рублей). При этом интересный факт. Доход от услуг мобильного интернет, пока еще относимый операторами к VAS, возрос на 46% в сравнении с 2009 годом, продолжив тренд, где главным драйвером развития мобильных сетей стал аспект передачи данных.

В преддверии «тупой трубы»: Как жить дальше? Часть I

VAS Segmentation, рынок VAS в 2010 году по данным AC&M

Под влиянием «тупой трубы»

Вот так, под защитой двух ключевых тенденций: с одной стороны - техногенного развития, увеличения ценности услуг и множества сетей для них, а с другой - под охраной интеллекта в сетях, который всегда был на стороне провайдера и позволял играть ему главную роль – развивалась отрасль телекоммуникаций. Развивалась так, как нужно было провайдерам, когда каждый вложенный в развитие рубль, доллар, или евро вел к увеличению прибыли. Все изменилось, когда на помост взошла «сеть сетей», как назвала одна из гипербол самую главную сеть передачи данных – интернет. Он стал катализатором спускового крючка для парадигмы «тупой трубы». Что произошло?

Но стоит, вероятно, прерваться, оставив ответ на этот вопрос, один из лакомых в обсуждении далее, на следующий раз, для второй части статьи…

173 комментариев
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Robot_NagNews
Robot_NagNews

Материал:

Парадигма «тупой трубы», задача которой только доставить данные пользователям по своим сетям связи, и ничего более, прочно вошла в мир телекоммуникаций, как главная на сегодня фобия провайдеров всех мастей, начиная сверху, от магистрали, и заканчивая внизу, на доступе. Конечно, термин «тупая», да еще и «труба», от dump pipe, так пренебрежительно введенный по отношению к отрасли связи, не воздает должное одной из самых успешных бизнес – моделей с оборотом в триллионы долларов и порядка 4% валового дохода во всем мире. Ассоциации, даруемые эпитетом на уровне подсознания, выглядят настолько непривлекательными, что вызывают почти иррациональный страх. Зато абстракция эта дает право кое-кому, не будем показывать пальцем, усмехаясь, задать вопрос: Вы же не хотите в конечном итоге стать «тупой трубой»?

 

Полный текст

HelgS
HelgS

Макс Крайнов недавно написал интересную заметку.

 

Я сегодня читал отчёт (который, к сожалению, мне не дали унести с собой), показывающий, что современные “умные операторы” практически поголовно ведут себя по следующему алгоритму:

  • Прибыль падает и надо что-то делать.
  • CEO нанимает самую дорогую консалтинговую компанию, чтобы та придумала гениальную стратегию и вернула компанию к предыдущему уровню роста прибыли.
  • Компания скребёт по сусекам анализирует зарубежный рынок и выдаёт стратегический документ, подкреплённый притащенными за уши “лучшими практиками”. Все цели выглядят красиво и позолота нигде не стирается.
  • Оператор дорабатывает стратегию под свои реалии и начинает строить планы. Вот тут-то и начинается разброс и шатание: от перекраски лошади из белого в пегой цвет быстрее она бежать не начинает, и оператор, получивший самый гениальный стратегический документ, необязательно может реализовать эту стратегию или интегрировать её результаты в полном объёме.
  • Выделяются десятки или сотни миллионов долларов на реализацию новой стратегии, т.к. все понимают, что на всё новое надо раскошеливаться.
  • Оператор начинает строить планы по достижению целей, но посредством каменного топора ракету не построишь, и самые крутые спецы – чёрные пояса в Six Sigma – могут только что навредить, а не помочь. Бизнес-люди ничего не могут сделать, т.к. изначальные метрики, тщательно собиравшиеся на протяжении многих лет, бессмысленны в контексте новой стратегии.
  • Новая стратегия, реализованная старыми методами, принимает причудливые формы, деньги списываются, летят головы, а CEO приглашает новую консалтинговую компанию.

А в результате получается то, что мы видим у большинства операторов: правильное направление движение и полное отсутствие понимания того, что планы совершенно не соответствуют целям.

wanderer_from
wanderer_from

HelgS, это про Ростелеком написано? :)

HelgS
HelgS

HelgS, это про Ростелеком написано? :)

Нет, про западные крупные телекоммуникационные компании, большинство из которых опсосы.

Автор сам отвечает за допуслуги в австралийском мегателекоме Optus, а еще успел поработать в Мегафоне:

Октябрь 2001 – благодаря Александру Хоружему я перехожу работать в Мегафон, дабы заняться всеми дополнительными сервисами, обучить дилеров, обучить девочек и мальчиков из call center и поссориться с техническим директором, что я успешно и сделал.

Ноябрь 2001 – Мегафон открывается, и мне становится несладко, т.к. софт, который мы купили, постоянно глючил. Будучи добрым человеком, я не буду напоминать, кто выпускал этот софт.

Февраль 2002 – технический директор Мегафона меня окончательно задалбывает своим самолюбованием, и я ухожу.

diper
diper

HelgS, это про Ростелеком написано? :)

Нет, про западные крупные телекоммуникационные компании, большинство из которых опсосы.

 

Ну вот, видать тенденция докатилась и до нас... :)) http://www.comnews.ru/index.cfm?id=60610

Lovetc
Lovetc

Эта тенденция давно уже тут. Только проблема не в том, что консалтеры вынимают деньги под "левые" стратегии. Проблема в том, что любая даже самая правильная стратегия не может быть воплощена закостенелым аппаратом оператора. Под аппаратом можно понимать все аспекты жизнедеятельности - и бизнец-процессы, и структуру принятия решений, и достоверность и качество внутренней аналитической информации о состоянии самого оператора связи, и процедуры закупки и скорость модификации ИТ-инфраструктуры (что вообще крайне критично для перехода к "пост-трубной" идеологии). Тот кто сможет при всех слияниях и объединениях построить структуру с наименьшим временем отклика на внешние раздражители у того и стратегия будет правильная. )))

HelgS
HelgS

(что вообще крайне критично для перехода к "пост-трубной" идеологии)

А водоканалы и энергетики как давно перешли на "пост-трубной" идеологию? Есть риск не дождаться вообще.

Или такая ситуация - провайдер создает подразделение дополнительных услуг, процесс создания и продвижения проходит успешно, следующий логичный шаг - оказывать эти услуги не только своим абонентам. И в случае успеха имеем компанию с прибыльным подразделением неких услуг и низкомаржинальным телекоммуникационным подразделением. Логично (или заставят инвесторы) будет при случае старый телекоммуникационный бизнес продать по не_плохой цене или выделить в отдельный бизнес.

Прохожий
Прохожий

А водоканалы и энергетики как давно перешли на "пост-трубной" идеологию? Есть риск не дождаться вообще.

И это привело, в частности, к тому, что во многих местах в мире вообще и в России в частности строить локальную генерацию электричества зачастую выгоднее, чем подключаться к сетям.
Антон Богатов
Антон Богатов

Ага, например, в Москве, где стоимость подключения электрочайника к распредсети сравнима со стоимостью ведра с гайками под названием "Жигули".

Lovetc
Lovetc

(что вообще крайне критично для перехода к "пост-трубной" идеологии)

А водоканалы и энергетики как давно перешли на "пост-трубной" идеологию? Есть риск не дождаться вообще.

Или такая ситуация - провайдер создает подразделение дополнительных услуг, процесс создания и продвижения проходит успешно, следующий логичный шаг - оказывать эти услуги не только своим абонентам. И в случае успеха имеем компанию с прибыльным подразделением неких услуг и низкомаржинальным телекоммуникационным подразделением. Логично (или заставят инвесторы) будет при случае старый телекоммуникационный бизнес продать по не_плохой цене или выделить в отдельный бизнес.

В случае сильного расслоения по маржинальности, конечно, возможен вариант с разделением бизнеса не только формально, но и с точки зрения реальных владельцев. Но я думаю что из активов с большой капитализацией и, думаю, еще длительное время высокой маржинальностью никто выходить не будет. Ввиду чего будет именно будет "пост-трубная" идеология, основной веткой которой будет попытка продать абоненту "свой собственный интернет" через всеобщую дипиизацию всей сети и картельные соглашения не только по трафику, но и по сервисам.

БОЛЬШЕ МАТЕРИЛОВ ПО ТЕМЕ
Netflix на тропе войны: за кем будет победа?
Что явилось миру ранее, курица или яйцо? На извечный вопрос, волновавший поколения философов, только недавно был дан ответ: яйцо. В интернет-индустрии есть аналогичный вопрос, правда ответа на него пока нет. В диспуте «кто главнее, контент или провайдеры» - каждая сторона уже давно, со времен начала коммерциализации интернет, тянет одеяло на себя. Есть две точки зрения на противостояние.
15.04.2011 17:24
22803
35
Баллада о препейдной симке
Что может быть заграницей удобнее, чем дешевый 3Г в смартфоне? Тут тебе и карта, и справочник подробный, и почта... Главное - найти местную симку, и хоть Интернов качай, скорости хватит, мегафон квартиру не отберет. Поэтому поиски препейда стали уже привычным первым пунктом отпускной программы.
08.04.2011 13:45
43993
22
Реинкарнация дубль два… Куда загонят кобылу?!
Вы верите в реинкарнацию?! Если нет, то зря. Придется поверить. Мало кто помнит, что изначально термин «большая тройка» получил распространение в отношении РТКомм, МТУ-Интел и Голден-Телеком. В декабре 2002 года эта группа операторов, впоследствии снискавшая обозначение ОПГ (отдельная пиринговая группа), разорвала пиринговые отношения с более мелкими компаниями, надолго ввергнув Рунет в хаос войн за связность сетей. МТУ-Интел в последующем вошел в состав Комстара, который в свою очередь купил МТС. Голден-Телеком, был продан Вымпелкому. РТКомм в 2008 году отошел к Ростелекому (далее РТ). Ирония истории, которая дама верткая: «большая тройка» в ее исконном составе, но в новом воплощении снова собирается возродиться.
24.02.2011 08:59
16053
7