1. Статьи
Заметки пользователей
13.10.2010 10:24
66494
281
13.10.2010 10:24
PDF
66494
281

Диплом не имеет значения

Автор: Wanderer From

Для начала, уважаемые читатели, хочу показать вам видео:

 

 
Пара цитат:
 
«По форме тарелочки различаются на выгнуто-пупырчатые, вогнуто-пузырчатые и углубленные на вроде суповых» (с) Авторский курс «Неопознанные летающие объекты» Волжский гуманитарный университет (между прочим).
 
При этом студентов ВУЗов в Российской Федерации сегодня насчитывается 7 млн. 700 тыс., а целый министр образования РФ г-н Фурсенко Андрей Александрович, кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (вручен 10 августа 2009 года – за большие заслуги в развитии системы образования и науки Российской Федерации и многолетнюю плодотворную деятельность), прямо заявляет:
 
Ранее в ВУЗы поступало 20-25% выпускников школ. Сегодня, несколько лет подряд, количество людей поступающих на первый курс в ВУЗы превышает количество людей, которые заканчивают одиннадцатые классы.
 
Для отрасли, в которой я имею счастье трудиться, образование и прочие знания-умения-навыки сотрудников имеют ключевое, если не решающее значение. У телекоммуникационной компании, не имеющей грамотных и компетентных специалистов, нет будущего.
 
Тому же, чему учат в ВУЗах я в полной мере убеждаюсь на примере родственников, которые иногда приходят ко мне с целью «решить контрольные». То возникают вопросы «типизации информации» (честное слово, не понимаю, как на втором курсе в XXI веке можно серьезно обсуждать вопросы цифровой информации на примере «табличные данные» и рассчитывать объем графических файлов в разрешении RGB), то задаются вопросы «а нет ли у тебя 3D Max, PhotoShop и Corel в придачу» (а ничего, что это специальные пакеты обработки графики стоимостью чуть менее, чем новая Лада Калина Спорт желтого цвета?). При этом студенты не заморачиваются абсолютно изучением предмета – даже контрольные по профессионально ключевым предметам предпочитают «скачивать в интернетах» или «заказать у знакомых». Даже бизнес есть на решении «типовых расчетов, курсовых и дипломных работ». При этом, преподаватели все это принимают и даже ставят отметки…
 
Мое личное мнение о современной системе профессионального образования в целом и выпускниках институтов-университетов в частности (да, я стар!) настолько девальвировано, что я просто не смотрю в резюме графу «Образование». Вот без разницы, что там написано – нужно: а) смотреть лично, б) задавать вопросы, имеющие отношение к вакансии. При этом, большее значение имеет текущий опыт работ и то, как, каким языком написано резюме.
 
Уничтожение качества системы высшего профессионального образования произошла по причине разрушения системы среднего профессионального образования. И отношения к ПТУ и техникумам в обществе, которое кардинально поменялось в 199-х. ПТУ в те, уже исторические времена ассоциировалось у большинства населения как рассадник хулиганов и лоботрясов. Родители хотели правдами и неправдами (последнее чаще) устроить своих чад в «институт». Что ж. Спрос рождает предложение. И вот, уже в 200-х мы имеем эти самые 3600 «высших» учебных заведений, когда при «советской власти» было достаточно и трех сотен. А количество ПТУ и ССУЗов снизилось в разы до исчезающе малых величин. В лучшем случае, они стали называться «лицеями» и «колледжами». Я смеюсь, когда ПТУ №1 (я там в свое время педагогическую практику проходил) на Уралмаше сегодня называется (sic!) Ордена Трудового красного знамени Екатеринбургский профессиональный лицей имени В.М.Курочкина. Я так себе и представляю, как гордые дети пологих уральских гор, называют себя Лицеистами и такие во фраках и жабо ходят на занятия по парикмахерскому делу. Ну да ладно… Лирика…
 
Полагаю, что проблема кадров есть у всех. Грамотный инженер сегодня стОит приличных денег и начинают трудовую деятельность уже на третьих-четвертых курсах. Если инженер приходит с готовым дипломом пусть даже и самого престижного в нашей деревне Радиофака УГТУ-УПИ, но у него девственно чистая трудовая книжка, я понимаю, что специалист он никакой, а диплом или куплен или защищен на «курсовых из интернета», что в общем-то одно и то же.
 
Есть и накопленный за годы работы опыт по отсеву «дипломированных специалистов». Например, инженерам я задаю невинный вопрос: «какие новые технологии появились за прошедший год?» - если при ответе кандидат затруднился с ответом, а не начал перечислять вообще любые понравившиеся ему, пусть даже к теме вакансии не имеющие отношения, пусть даже предметы имеют отношение не к телекому, технологии, то передо мной типичный продукт недопрофессионального образования – вон из профессии!
 
Менеджерам, которые претендуют на почетное звание «продавец» также задаются вопросы на профессиональную тему «околотелекома» - если человек не интересуется тем, чем планирует заниматься в ближайший год (а на меньший срок он мне не интересен), то и не продаст он ничего – свой товар нужно любить.
 
Ну и козырный вопрос, призванный определить общий интеллект любого кандидата: «Сколько будет тысяча процентов от ста». Как правило, если кандидат без запинки и размышлений отвечает, то он еще не потерянный для Общества «продукт». Он способен к обучению. Большинство, надо сказать вопрос почему-то вводит в ступор – с такими я беседу сразу прекращаю криком «следующий!».
 
Сейчас многие дочитавшие до этого момента «многобукв» скажут (ну или подумают) – опять В.Фром за свое – ругает и ругает! Что же делать то? Как выходить из создавшегося треша и угара?
 
А я всех обломаю, ага. У меня есть решение.
 
Решение называется «Внедрение профессиональных стандартов». Необходимы они как воздух. И, знаете, стандарты эти таки есть!
 
Прошу и требую раздать каждому ЭйчАру в каждой телекоммуникационной и/или ИТ компании, каждому преподавателю профессиональной подготовки, каждому руководителю любого уровня отрасли: «Профессиональные стандарты в области ИТ».
 
Согласен, что стандарты сии не самые правильные и уж конечно не соответствуют, например, всеобъемлющим National Occupational Standards в Великобритании, где существует целая UK Commission for Employment and Skills (Комиссия по вопросам занятости и профессиональной подготовки). Но это уже что-то на что можно опираться при подборе кадров и формировании «бизнес-заказа» в действующие ВУЗы. Поверьте, вменяемые университеты заинтересованы в том, что бы их выпускники работали по профессии и стараются как-то отвечать современным требованиям. Но в те же приснопамятные 199х-е случился разрыв обратной связи между образованием и реальным сектором экономики и теперь ВУЗы не могут сформулировать приличную программу обучения, а компании не могут сформировать заказ.
 
Точнее – заказ таки начали формировать, но только наиболее дальновидные вендоры с целью продавать как можно больше собственного оборудования и, следовательно, учить будущих и настоящих инженеров работе с непременно их оборудованием. Мне лично известны несколько таких «прорывных» курсов типа Cisco Academy и «Курсы обучения сетевым технологиям D-link». Не забуду пнуть Microsoft, которая целенаправленно калечит будущих российских инженеров финансированием безумного количества мусорной литературы по собственным продуктам – достаточно зайти в любой магазин с профессиональными книгами и вы лично убедитесь, что в пропорции книг «Виндовс для чайников» и действительно полезным курсам и книгам есть некий, хм, перекос.
 
Отечественных же технологий не будет никогда до тех пор, пока мы сами не начнем учить студентов по нашим методикам и тому, что нам требуется. Формировать цепочку создания технологий, одним словом. Иначе – даже миллиарды еще не украденных в Сколково вложений не помогут.
 
Впрочем, ничего плохого в этом нет – я старый брюзга, не слушайте меня. Просто пролистайте пока еще сырые стандарты и попробуйте сделать из них какие-либо выводы. Обещаю, что одна из статей «Идеального оператора» будет посвящена проблеме персонала. Когда придет время.
281 комментариев
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Robot_NagNews
Robot_NagNews

Материал:

Для отрасли, в которой я имею счастье трудиться, образование и прочие знания-умения-навыки сотрудников имеют ключевое, если не решающее значение. У телекоммуникационной компании, не имеющей грамотных и компетентных специалистов, нет будущего. Тому же, чему учат в ВУЗах я в полной мере убеждаюсь на примере родственников, которые иногда приходят ко мне с целью «решить контрольные». При этом студенты не заморачиваются абсолютно изучением предмета – даже контрольные по профессионально ключевым предметам предпочитают «скачивать в интернетах» или «заказать у знакомых».

 

Полный текст

Гость baltika9
Гость baltika9

Согласен с автором. В большенство моих сокурсников после окончания университета ( Спб Государственный университет телекоммуникаций М.А. Бонч-Бруевича) не обладали достаточным объемом знаиний.

В университетской программе, на мой взгляд, не хватало практических занятий. Да, были у нас лабораторные работы. И что с того? Работы шли на оборудовании, котороее уже давно не используется в сфере телекома. Такую элементарную вещь как обжим UTP я научился делать не в университете, а на работе ( начал работать примерно с третьего курса).

Считаю что необходимо разрабатывать новые учебные программы, пособия и т.п. , увеличивать долую практических занятий ( не на оборудовании типа ИКМ 30, старых радиорелейках и т.п.), организовывать нормальную производственную практику. Производственная практика, кстати, отдельная тема для разговра. В большенстве случаев она сводится к тупому просиживанию штанов.

Желаю всем удачи в работе и гигабайты знаий в голову :)

Sonne
Sonne
Такую элементарную вещь как обжим UTP я научился делать не в университете, а на работе ...

 

А еще в университетах не учат пришивать пуговицы, завязывать шнурки на ботинки и варить борщ!

 

 

Обжим витой пары это занятие на уровне уроков труда старших классов, а не ведущего университета отрасли.

UglyAdmin
UglyAdmin
Такую элементарную вещь как обжим UTP я научился делать не в университете, а на работе
Да кто ж Вам сказал, что это должны учить в Универе? Этому в ПТУ учить должны, по новомоднему - в колледже.

Любой же инженер этому САМ научится, по мурзилкам из инета.

В Универе должны учить решать проблемы. Разбить проблему на элементарные задачи, для каждой задачи найти непротиворечащее другим задачам решение и свести все решения в единый пакет. И совершенно третьестепенное, на какой технической базе это делается - человек, который умеет это делать на ИКМ30 - не спасует и перед NGN или 4G. Хотя базу всегда хочется поновее, конечно.

 

А то "кабели обжимать", "Линукс поднять"... тьфу, мелочи это.

Гость Артем
Гость Артем

Ну вот чуть что - сразу Microsoft виноват. И лично Балмер всех подкупил. Простите, конечно, но если Вы считаете, что это действительно целенаправленная деятельность мелкомягкой компании, то Вашему материалу место не тут, а в тематических форумах а-ля ЛОР.

Следует различать и не мешать в одну кучу банальный ликбез, который до сих пор нашему обществу необходим. Тут вам и "Виндовс для чайников", и "Интернет для кофеварок", и "Офис для даунов"... Очень полезные, между прочим, книги - для соответствующей аудитории. К финансированию значительной части которых известная компания никакого отношения не имеет.

А вот будущий российский инженер, если он по уровню немного выше, чем обозначенный слабоумный контингент - должен понимать разницу между самоучителем и учебником, а тем более специализированной учебной программой.

Которые как раз-таки Microsoft выпускает в достаточном количестве, очень хорошо и качественно подготавливая специалистов по собственным продуктам. Понятно, не тех, кто "с соседом васей AD развертывает за 5 минут", а тех, кто действительно понимает технологии и способен осознанно ими управлять.

Kostya.G
Kostya.G
Такую элементарную вещь как обжим UTP я научился делать не в университете, а на работе
Да кто ж Вам сказал, что это должны учить в Универе? Этому в ПТУ учить должны, по новомоднему - в колледже.

Любой же инженер этому САМ научится, по мурзилкам из инета.

Вот обжимке витой пары в универе не должны обучать, зато пару семестров потратить на МС офис - это они запросто.

Все что я знаю сейчас я в большей степени выучил благодаря гуглу и умным книжкам. И плюсую по тому, что инженер должен выучить сам.

 

 

Я обучаюсь на "Физике и технике оптической связи" в ДВГУПС города Хабаровска.

Гость Vlad
Гость Vlad

Согласен полностью.Иногда создаеться ощущение, что процесс оглупления протекает зримо, как дождь.И тебя же обвиняют в цинизме коллеги : "Ты слишком многого от них хочешь"( речь как и в статье идет о кандидатах на вакантную должность в ИТ- отдел.

Личное наблюдение:ту работу что ранее делал в ИТ один человек, теперь делает несколько и на совсем другом уровне (лишь бы форма была соблюдена)- у семи нянек дитя без присмотра.

Небольшая ремарка- "Грамотный инженер сегодня стОит приличных денег".Может быть в МСК или там где еще остался умный а не "эффективный" руководитель, смотрящий вперед.И здесь воистину проклятый принцип максимизации прибыли дает о себе знать- скоро такие специалисты станут "невыгодны"(примеров-масса), и изгнаны в аутсорсинг либо заменены на типовых оболтусов ( тем более что риск ухода минимален).У нас в провинции никто тебе не будет предлагать выше рыночного уровня- хоть у тебя и репутация, и опыт, и все-все-все.

Деградирует же не только образование, но и уровень приказчиков-менеджеров, своими решениями подтверждая парадигму о том, что "местные и умные" уже в МСК а здесь одни лентяи и неучи.А далее- положительная обратная связь в чистом виде.

О преемственности знаний от "грамотных инженеров" к "неграмотным(!?!-хотя вчера кандидату аналогично вопрос задавал- пишете без ошибок?Были же случаи - после школы читать не умели)".А есть ли бизнес-цели для "грамотного" делиться знаниями с "неграмотным"?А если глаза не горят и проклятая стрелка часов так медленно движется к 17:00?Куды бечь?

В циске не учат - там ТРЕНИРУЮТ, успел понять что делаешь,к жизни приложимо - сразу не забудешь

Вот 100% верно- что делаешь, надо любить, и очень сильно

П.С. В копилку провальных тестов адд-он: 5/7 - 3/8 = ?

П.П.С.Видать не один

secandr
secandr

А вы подумайте кто учит в университетах. Кто из вас пойдёт на ставку преподователя в 6000р без степени и 9000р со степенью?

При том что курс циско за неделю - 1000$ с одного обучаемого. Судя по рассказам тех кто преподает эти курсы преподавателю за неделю работы перепадает далеко не 6000р.

 

Если нет разницы, то зачем получать меньше?

 

P.S. Нас, сталиваров, учили ещё советсвие бабушки и дедушки, учили на совесть. Из интернета курсовик не скачаешь, только если с завода "украсть" карты тех. процессов. До сих пор при взгляде на корпус жёлтой лады калины спорт я вижу питенговую коррозию под краской, а так же нарушение тех. процесса при штамповке кузова...

sesk
sesk

 

Реально, для работы в современном телекоме, надо проходить 2-летние интенсивные курсы, густо перемешанные с серьезной практикой. Дали бы возможность, я бы выпускал специалистов экстра-класса.

5 лет ВУЗа нужны только для теоретиков и исследователей и то, думаю, можно уложиться в меньший срок... Изучают, большей частью, всякую абсолютно ненужную дрянь...

Kostya.G
Kostya.G
Реально, для работы в современном телекоме, надо проходить 2-летние интенсивные курсы, густо перемешанные с серьезной практикой. Дали бы возможность, я бы выпускал специалистов экстра-класса.

5 лет ВУЗа нужны только для теоретиков и исследователей и то, думаю, можно уложиться в меньший срок... Изучают, большей частью, всякую абсолютно ненужную дрянь...

Судя по мне - 3 первых года - математика, математика, потом снова математика, физика не прекращаясь в разных формах, схемотехники, электроники, химии, экологии, бжд.

Так что за 2 года запросто можно рассказать все. Даже еще и останется время на закрепление материала 8)