На Урале не так уж и много достопримечательностей. Особенно исторических, слишком короткая история этого края... Большинство популярных мест аборигены посетили еще в школе, а что дальше 300-500 километров — уже требует некоторой подготовки, и как минимум - ночевки вне дома. Поэтому полагаю, что предложенный кольцевой маршрут в 500 километров, с заездом в дюжину «мест» - будет интересен многим любознательным автолюбителям.
Спецнавыки не требуются. Везде можно проехать на «низколетящем» седане, и зайти в городских туфлях. Желательна лишь разумная осторожность — все же развалины есть развалины, и лезть везде не стоит. Очередей нет. :-)
Итак, выдвигаться можно не слишком рано. После хорошего завтрака, часов в 10-11 брать курс на Камышлов, что от Екатеринбурга чуть более чем в сотне километров по Тюменскому тракту (через Богданович). Час-полтора пути, и можно сворачивать из Камышлова на Ирбит.
Далее — просто по указателям населенных пунктов. Дорога там хорошая, гаи не замечены... Пейзажи живописные:
Галкинское.
Культовое здание в данном населенном пункте имеет название и историю. Боголюбская церковь, заложена в 1842 году, закрыта в 1938. Местные жители говорят, что к ней приезжает священник и проводит молебны.
Но кроме таблички — ничего не говорит об окончании эпохи разрушения. Следов ремонта нет, доступ внутрь свободный (впрочем, это и неплохо).
Внутри можно понять размеры. Они кажутся огромными по сравнению с небольшими деревнями. Не всякая городская церковь сравнится по масштабам. Очень не хватало рассказа экскурсовода, который наверняка смог бы говорить об особенностях архитектуры и прочем минут двадцать (в Турции и на более незначительных развалинах дольше таскают).
Не смотря на открытость всем ветрам — все еще можно рассмотреть остатки фресок.
Небольшая фотогаллерея:
В самой деревне можно наблюдать несколько домов позапрошлого века...
Куровское.
Прямо наглядная демократия. Дом культуры (?), изба, церковь — состояние одинаковое. А вообще — у церкви очень оригинальная архитектура. Никогда таких не видел, так что рассматривал минут 20.
Фрески изнутри сохранились лучше, чем в прочих:
А какой там вид из окна! Предки знали толк в выборе места под строительство.
И небольшая галлерея:
Анохино.
Церковь тут прячется в огромных деревьях, не сразу и разглядишь. А размер — понятен только при сравнении с малюсеньким деревенским клубом (который удобно стоит метрах в 20).
Фресок и тут сохранилось богато... Даже не знаю, может быть надо не строить новый храмы в городе, а попробовать восстановить то, что уже существует? Ведь живет «на туристах» Верхотурье, чем такой маршрут хуже?
Размеры... Вот масштаб сооружения!
Современный религиозный сектор — батюшкин колодец (напротив).
Першино.
Тут была только небольшая часовня... Внутрь прохода нет, да и выгорело там все давно...
В принципе, этот пункт программы можно пропустить совершенно безболезненно.
Стриганское.
Люди не пощадили эту церковь (возможно, это была самая крупная из осмотренных). Осталась только колокольня, остальное было начисто разобрано.
Внутри застали паству... Вот такие теперь там прихожане.
Кстати, обратите внимание на стены внутри — кто-то тщательно отбил с них всю штукатурку (и возможно фрески)! Это не дожди и снег, такие зарубки наносят только руки старательных людей.
Самое интересное тут — лестница в внутри стены, по которой можно без риска подняться на третий ярус колокольни.
Кто был на экскурсии по знаменитой падающей Невьянской башне, наверняка помнит, как экскурсоводы преподносили лестницу в тене как нечто необыкновенное, примечательное и секретное. Однако, это совершенно обычный прием строителей тех времен.
Похожую лестницу я видел как минимум еще на одной колокльне (но там до нее добраться «не испачкавшись» не получилось).
Вид из окна третьего яруса был бы хорош, но дома... Некрасивы и унылы.
Галлерея, как без нее:
Прекрасное место на пригорке, видно издалека километров с 5-ти. Вообще, церви построены так, что мимо них практически невозможно проехать... Но эта — особо выделяется
Фрески сохранились неплохо, но... В Лики явно кто-то срелял. Неужели так страшно было???
Херувим (ангел?) - прямо как простой соседский пацан...
Подъезд прегрожден какой-то хозяйственной постройкой (вообще, село очень деятельное, на дороге много сельхлзтехники, жизнь реально кипит). Пришлось подъехать со стороны поля, благо сухо.
Фресок нет, только немного лепнины. Вообще, не самый интересный объект.
Галлерея:
Первая церковь на маршруте, которая начала восстанавливаться за последние 4 года (прошлый раз проезжал по этой дороге в 2006 году). Покрыта крышой, установлен крест...
Интересно что церковь небольшая, смотреть не на что, но деревня — самая крупная на маршруте. И зажиточная — добротные свежепокрашенные дома, иномарки (!) у ворот. Много магазинов. Такого более нигде не попадалось.
А вот так это строение выглядело в 2006 году...
Далее надо ехать внимательно. С трассы на Ирбит надо свернуть в деревне Зайково, и направиться в сторону Артемовска. Навигаторы и многие карты этой дороги не знают! В Зайково, кстати, будет и первая заправка от Камышлова, впрочем — сомнительного на вид качества. Возможно, лучше потерпеть до Артемовска.
Большой беды не будет и если доехать до Ирбита. Но и пользы особой в этом не вижу (если, конечно, нет желания посетить этот центр уральского мотостроения).
От некогда огромной церкви сохранились только остатки колокольни... Смотреть не на что.
Впрочем — вот тут хорошо видно начало лестницы, уходящей наверх внутри стены...
Шогринское.
Позитив. Тут церковь реально восстанавливается.
Справо — фото сейчас, слева — в 2006 году.
Даже бетономешалка стоит... Но судя по всему, восстанавливаться будет только часть храма. На все — не хватит сил, разрушение идет быстрее.
В завершение — дом по улице Свободы. Видимо, от всего...
Остаток маршрута удобно проехать через Артемовск-Реж. Это замкнет кольцо. Можно заехать в Покровское, там тоже есть большая полуразрушенная церковь. Фресок и прочих интересных артефактов там нет, хотя архитектура интересная. Но новая трасса идет мимо, и тут надо решать — хватило ли впечатлений, или еще что-то нужно... Далее все просто — часа полтора трассы до дома. После Режа — свирепствуют гаишники, ехать осторожно... Да и трафик на дороге там не маленький...
Материал:
На Урале не так уж и много достопримечательностей. Особенно исторических, слишком короткая история этого края... Большинство популярных мест аборигены посетили еще в школе, а что дальше 300-500 километров — уже требует некоторой подготовки, и как минимум - ночевки вне дома. Поэтому полагаю, что предложенный кольцевой маршрут в 500 километров, с заездом в дюжину «мест» - будет интересен многим любознательным автолюбителям.
Полный текст
1. По поводу расстрелянных ликов - во многих храмах говорят специально делали тиры...
2. Хотелось бы поговорить о сотрудничестве:
Я уже более года занимаюсь организацией и продвижением проекта "Забытые храмы Урала"
Мы организуем вот такие маршруты, выезды; составляем каталог забытых храмов; ищем исторические справки, комментарии историков...
http://community.livejournal.com/zabytye_xramy/
http://vkontakte.ru/club9803216
e-mail saha66@yandex.ru
Сотрудничать-то можно, только в чем? ;-)
В общем, это проще в почту nag@nag.ru
Ирбит зря обидели, у города большая история. Там множество зданий "позапрошлого" века с интересной архитектурой, очень много, есть что посмотреть. В те времена богатый был городок, ярмарка проходила, много купцов, потому много каменных, сохранившихся зданий. музеи и пр. в наличии. Если еще углубиться километров на 70, будет Туринск, оттуда начал покорение Урала Ермак, туда же сослали несколько семей декабристов, музеи, сувениры. Парк заложенный декабристами. Церковь востанавливается, в советское время дом пионеров, монастырь востановлен, бывшая школа доссаф. Недалеко от города горячий минеральный источник. самый длинный мост, в регионе точно, протяженность 6 километров.
хотел бы пообщаться с вами на данную тему "разрушенные церкви", любящий сын своей родины из с.Стриганское, Алексей Юрьевич телефон для связи 8 9088 740003.