1. Статьи
Заметки пользователей
04.09.2009 13:44
PDF
11088
0

Мобильный интернет повторяет путь домовых сетей

Перспективы развития мобильного интернета в России оцениваются экспертами по-разному. С одной стороны, несмотря на бурное развитие ШПД в Интернет, с развитием WiMAX и 3G сетей операторы сотовой связи стали активно предлагать своим абонентам услуги доступа к сети на более качественном уровне и сегодня российские сотовые операторы становятся серьезными конкурентами интернет-провайдеров. С другой стороны, по мнению аналитиков, качество услуг мобильного Интернета уступает услугам проводных технологий.

Мобильный интернет - самая быстрорастущая услуга

Согласно данным компании ComNews Research, в 2008 году мобильный интернет являлся самым быстрорастущим сегментом дополнительных услуг в сетях сотовой связи России. Эта тенденция, по прогнозам, сохранится и в 2009 году. Основные итоги развития российского рынка мобильного интернета в 2008 г:

  • Рост доходов на 87%, до 25.4 млрд. руб.
  • Рост пользовательской аудитории на 45%, до 31.2 млн. абонентов
  • Рост трафика в 2,2 раза, до 5.8 Петабайт
  • Рост ARPU Internet (активные пользователи) на 24%, до 80 руб.
  • Рост MbOU (активные пользователи) на 48%, до 20 Мб

Мобильный интернет повторяет путь домовых сетей

Мобильный интернет повторяет путь домовых сетей

Лидером в сегменте мобильного интернета является компания «МегаФон», на долю которой в 2008 году пришлось около 29% всех доходов в сегменте. За ней с незначительным отрывом следует МТС – около 28% доходов, затем ВымпелКом – 24% и компания «Скай Линк», на долю которой приходится всего около 1% рынка сотовой связи, но, тем не менее, она генерирует порядка 14% всех доходов от услуг мобильного интернета.

Мобильный интернет повторяет путь домовых сетей

По оценкам AC&M Consulting, в первом полугодии 2009 года рынок мобильной передачи данных вырос на 45%, до 15,4 млрд. руб. По мнению экспертов, рост передачи данных в 2009 году будет продолжать расти теми же темпами, что и в прошлом году. «До конца года темпы роста сохранятся, и по итогам 2009 года мы можем увидеть рост этого сегмента на уровне 45%, до 33,5 млрд. руб.», - отмечает аналитик компании AC&M Consulting, Оксана Панкратова. По ее мнению, одной из причин роста этого сегмента рынка является продажа USB-модемов. Всего за первое полугодие 2009 года операторами связи Мегафон», «МТС» и «ВымпелКом» было продано около 1,5 млн. таких устройств. Выручка от модемных пользователей во втором квартале превысила 1 млрд. руб.  При этом, по данным iKS-Consulting, объем российского рынка ШПД составил более 70 млрд руб. Цифры уже сопоставимы.

USB-модемы идут в массы и тянут за собой интернет

С июля 2008 года оператор «МТС» продал более 600 тысяч мобильных USB-модемов, «ВымпелКом» — свыше 750 тысяч устройств. «МегаФон» данные не разглашает, но, по оценкам аналитической компании iKS-Consulting, с июня 2008 года по март 2009-го компания реализовала около 240 тысяч модемов. Объемы продаж модемов еще одним крупным оператором сотовой связи «Скай Линк» за три года составили 800 тысяч штук, а за последний год — около 300 тысяч. Российский WiMAX-оператор Yota, по данным Telecomdaily, в Петербурге ежемесячно продает 6-7 тыс. модемов, соответственно, в Москве их приблизительно продается 18-21 тыс. штук в месяц. Местный оператор связи «Мотив» с 25 июня начал продавать в своих офисах продаж и обслуживания USB-модем в комплекте с тарифом «ДеWWWайс», который сможет обеспечить пользователям выход в Интернет на территории более чем 630 населенных пунктов Свердловской области. Данные о продажах USB-устройствах можно посмотреть в следующей таблице:

Оператор связи

Кол-во USB-модемов, проданных за год, тыс

Кол-во USB-модемов, продаваемых в месяц, тыс

Кол-во пользователей, пользующихся USB-модемами, тыс

Стоимость USB-модемов, руб.

Источник данных

МТС

600

65

750

1190

Ведомости

ВымпелКом

750

 

750

1490

tdaily.ru

Мегафон

240

60

 

1690

iKS-Consulting

Скайлинк

300

25

1000

1990

tdaily.ru

Yota

 

28

100

1990

spbit.ru

Мотив

 

 

 

1590

content-review.com

 

 

 

 

 

 

Массовую продажу USB-модемов «большая тройка» начала после запуска первых 3G-сетей в регионах и на данный момент оператор МТС довольно оптимистично смотрит на факт возможного снижения рентабельности подобного бизнеса, связанного с продажей USB-модемов. Оператор собирается продолжать стимулировать потребление услуг мобильного Интернета за счет новых ценовых предложений. Так, 18 августа компания начала торговать нетбуками в комплекте с 3G-услугами, а недавно снизила стоимость модема на 20%, до 1190 рублей (у «ВымпелКома» модем стоит 1490 рублей, у «МегаФона» — 1 690 рублей, Yota – 1990 рублей, Мотив – 1590 рублей).

Безлимитные тарифы - выход на новый уровень мобильного интернета

Второй причиной роста рынка мобильной передачи данных, по мнению экспертов, является расширение линейки тарифных планов для мобильного доступа в Интернет. Так «МегаФон Северо-Запад» с 1 августа запустил новый тарифный план «Безлимитный интернет». Новый тариф предполагает неограниченное пользование интернетом на 3G-скоростях до 7,2 Мбит/с. Однако, если в течение календарного месяца объем данных, полученных и переданных абонентом превысит 2 Гб, оператор ограничит скорость передачи данных до 64 Кб/с. В Санкт-Петербурге абонентская плата на новом тарифе составит 699 руб., а по Северо-Западному Федеральному Округу от 499 руб. (в Новгороде и Карелии) до 799 руб. (в Архангельске). Схожие безлимитные тарифы предлагают также операторы связи «Билайн», «Скайлинк» и «Скартел» (Yota). У «Билайна» тариф «Безлимит» стоит 695 руб. в месяц. При этом на максимальной скорости можно ежемесячно получить и передать 1 Гб интернет-трафика. А при превышении этого лимита скорость передачи данных снижается до 64 Кб/с. «СкайЛинк» предлагает в Санкт-Петербурге тариф «Безлимитные Мегабайты. 128 Кбит» за 450 рублей для экономных абонентов, а также тариф «Безлимитные Мегабайты. Санкт-Петербург» за 790 рублей в месяц. Объем трафика без ограничения скорости передачи данных составляет 2 Гб/ мес. При превышении лимита оператор снижает скорость передачи данных до 128 Кб/с. Компания Yota, предоставляющая услуги мобильного WiMAX в Москве и Санкт-Петербурге с 1 июня 2009 года, также предлагает частным лицам безлимитный доступ в интернет. В настоящее время все тарифы Yota безлимитные (как по объему трафика, так и по скорости). Тариф «Yota Макс» (максимальный не  по деньгам, а по доступным возможностям) для владельцев 4G-телефонов HTC MAX 4G составляет 500 руб. в месяц. Тариф «Yota Мини» для других типов устройств — 900 руб. в месяц. Если принять в расчет средний трафик 10,3 Гбайт в месяц, приходящийся в сети Yota на одного пользователя, получается, что один мегабайт при тарифе Yota Мини стоит 8,5 копеек. Компания Yota не считает «Мегафон» своим конкурентом, поскольку, по их мнению, лишь только их компания предоставляет мобильный доступ в интернет на скоростях фиксированного интернета. Но по данным Telecom Daily, разница в скорости между двумя технологиями небольшая: средняя скорость в сети "МегаФон" в Петербурге — 2,4–3,2 Мбит/с, в сети Yota — до 3,7 Мбит/с. В МТС не исключают возможность появления в ближайшее время аналогичных тарифов, а пока в их линейке тарифных планов представлен тариф "i-Онлайнер" за 1490 рублей и исключительно для iPhone 3G.

У одной из ведущих европейских альтернативных телекоммуникационных компаний, представленной в России под маркой «TELE2 Россия» и работающей в 21 регионе страны, тоже есть предложение по безлимитным тарифам для некоторых городов России (Воронеж, Нижний Новгород), тариф "Безлимитный ночной интернет", обслуживающийся с 00:00 до 07:59. Абонентская плата за пользование услугой составляет 15 рублей в день. Подобный тариф в начале года презентовал и Уральский оператор связи «Мотив». Каждую ночь с 01.00 до 08.00 абоненты компании, подключившие "Ночной GPRS-безлимит", смогут пользоваться услугами мобильного Интернета без взимания дополнительной платы за входящий и исходящий GPRS-трафик. Стоимость заказа услуги составляет 10,4 рубля, ежесуточная абонентская плата равна 9 рублям. Крупнейший мобильный оператор Восточной Сибири, «Байкалвестком», с 1 июля ввел в эксплуатацию безлимитный тариф на 3G-интернет «Дневной безлимит» с абонентской платой 2500 рублей. Этот тариф рассчитан на деловых людей и схема работы его очень проста: в будние дни с 7 часов утра до 7 вечера пользователь получает неограниченный доступ в Интернет со скоростью доступа до 3,1 мегабита в секунду. В остальное время 1 мегабайт трафика стоит всего 40 копеек. Сводные данные по безлимитным тарифам на мобильный интернет можно посмотреть в следующей таблице:

Оператор связи

Название тарифа

Абонентская плата месяц, руб.

Скорость передачи данных, Кбит/с

Объем трафика в аб. плате, Мб

Ограничение скорости до Кбит/с при превышении объема трафика

Мегафон

«Безлимитный интернет»

От 499 до 799

7200

2000

64

ВымпелКом

«Безлимит»

695

3600

1000

64

Скайлинк

«Безлимитные мегбайты. 128 Кбит»

«Безлимитные Мегабайты. Санкт-Петербург»

 

450

 

 

790

128

 

 

 

2000

 

 

 

128

МТС

"i-Онлайнер"

1490

3600

 

 

Yota

«Yota Макс»

«Yota Мини»

500

900

10000

10000

 

 

«TELE2 Россия»

«Безлимитный ночной интернет»

15 в день

 

 

 

Мотив

"Ночной GPRS-безлимит"

9 в день

450

 

 

Байкалвестком

«Дневной безлимит»

2500

3100

 

 

Стоит отметить, что на сегодняшний день конкуренция между сотовыми операторами за предоставление мобильного интернета напоминает гонку 2006 года между интернет-провайдерами за лидерство на рынке ШПД. В течение всего 2006 года и без того острая конкуренция на столичном рынке ШПД усиливалась, что приводило к снижению тарифов, которые, похоже, достигли к началу 2007 года критически низкого уровня. Тогда провайдеры стали увеличивать скорость доступа и предлагать в своих тарифных линейках так называемую «безлимитку», скорость обмена данными которой варьировалась в среднем от 64 Кбит/с до 2 Мбит/с. Подобная ситуация сейчас происходит и сотовыми компаниями, которые для того чтобы выжить, вынуждены снижать цены, предлагать новые услуги и быстро ориентироваться в новейших технологиях.

Перспективы развития мобильного интернета

По оценкам экспертов, в 2009 году продолжится дальнейшее разворачивание сетей третьего поколения, произойдет увеличение численности пользователей мобильного интернета и потребляемого ими трафика: объем интернет-трафика в сетях удвоится. При этом его структура будет характеризоваться дальнейшими сдвигами в сторону технологий 3G: по итогам 2009 года на GPRS/EDGE будет приходиться не более половины всего трафика передачи данных в российских сотовых сетях, - согласно прогнозам компании ComNews Research. Но некоторые эксперты более осторожны в оценках будущего развития 3G-сетей в России. По мнению руководителя группы телекоммуникаций и СМИ отдела управления эффективностью бизнеса, партнера PricewaterhouseCoopers, Михаила Магрилова, развитие 3G-сетей для операторов сегодня, с одной стороны, – это вопрос престижа. «… В одной из стран СНГ, где 3G запустили раньше, чем в России, операторы признают, что 3G — проект неприбыльный. Но тут, оказывается, вопрос престижа — даже если ты абонент с ARPU в 7 долларов, ты не останешься с оператором, который не запустил 3G, если твой сосед уже пользуются 3G-услугами», - рассказал Михаил Магрилов в интервью «Часкору». А с другой стороны, для развития данной технологии необходима конкуренция среди операторов связи и индивидуализация потребителя. «Дальше должна усиливаться конкуренция, происходить бесконечное дробление, появление суббрендов для разных целевых аудиторий. В конце концов компании обратятся к нуждам каждого конкретного человека. Теоретически предпочтения каждого потребителя можно изучить, а услуги индивидуализировать. Так, можно каждому, к примеру, предложить индивидуальный тариф сотовой связи, нацеленный только на данный тип потребителя, с учетом всех его предпочтений», - говорит Михаил Магрилов.

Также эксперты довольно настороженно реагируют на предположение о том, что 3G-сети могут составить серьезную конкуренцию проводным технологиям. По мнению аналитика по телекоммуникациям ИК «Велес Капитал», Ильи Федотова, качество услуг мобильного интернета, значительно уступает проводному интернету. «За фиксированным ШПД остаются такие преимущества как качество, цена, скорость. Желание сотовых операторов продавать USB-модемы, можно объяснить попыткой полностью загрузить свою инфраструктуру, чтобы она приносила максимальный доход. Также данная мера является стимуляцией интереса абонентов к услугам сотовых компаний», - сказал Илья Федоров в интервью информационно-аналитическому журналу «Современные телекоммуникации России».

Статья подготовлена по материалам интернет-изданий: RUМетрика, Telecom Daily, AC&M Consulting, ComNews Research, «Частный корреспондент», Ведомости, Пресс-релизы компаний Мегафон, Вымпелком, МТС, Теле2, Yota, Мотив, Скайлинк, Байкалвестком.

0 комментариев
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи