vk_logo twitter_logo facebook_logo googleplus_logo youtube_logo telegram_logo telegram_logo

Кит Вилитс: Что случилось с VoIP 3

Дата публикации: 03.09.2009
Количество просмотров: 7567
Автор:

Не уверен, что вы когда-либо видели "кривую принятия технологии Гартнера" (Gartner’s technology adoption curve), но, чтобы было понятно, объясню: это такая модель, с помощью которой мы обрабатываем новинки технологических решений. Проще говоря, это график, где изображены "кривая раздутых ожиданий", она сопровождается "кривой разочарований", затем следует "кривая производительности".

Система Гартнера - это отличный датчик того, что происходит с VoIP (Voice over Internet Protocol).
Впервые я познакомился с технологией VoIP в середине 90-х, а поскольку бизнес в Интернете набирал тогда серьёзные обороты, VoIP стал чем-то вроде призрака руководителя телеком-компании. Причём почти каждый журналист, пользуясь этой темой, пытался пафосно забить свой гвоздь в гроб телекома. "Кривая раздутых ожиданий" на тот момент прогнозировала, что VoIP со временем убьёт телекоммуникационный бизнес, просто оставив его без перспектив.

И что в итоге произошло? Тогда все радужные предсказания насчёт VoIP были раздуты. Недавняя статья в Лондонской газете "Times" лишь подтверждает это. В ней приведена статистика Британского регулятора Ofcom, утверждавшего, что процент взрослых граждан, пользующихся VoIP, за 2008 г. упал до 14% (по сравнению с пиковыми 20% в 2006 г.)

Скажу больше: недавно ходили слухи о том, что eBay планирует избавиться от своего "гиганта VoIP" Skype, который был приобретён ещё 4 года назад примерно за $2 миллиарда. Вот вам цитата президента Skype: "Это большой автономный бизнес". А это уже подсказка для понимания будущих событий.

Империя наносит ответный удар

По-моему, подобный ход дел был довольно неожидан. В 90-е, когда VoIP позиционировали как огромный прорыв в интернет-технологиях, мы предполагали, что VoIP будет серьёзно востребован, поскольку он нёс в себе перспективу сближения как межнациональных фирм, так и обычных людей. Но, похоже, именно тогда телеком-компании начали забивать гвозди в гроб VoIP, а не наоборот. Как они это делали? Очень просто!


Во-первых, дело тут не совсем в технологиях. Хочу напомнить вам, что все телекоммуникационные компании находятся в постоянном цикле амортизации капитала. А поскольку большинство голосового трафика проходит через платформы, которые уже давно обесценились, телеком-фирмы могут за услуги VoIP назначать абсолютно любую стоимость. Потому что, кроме мизерных затрат на электроэнергию и обслуживание, тратить деньги им больше ни на что не надо.

Что касается интернет-провайдеров, то они продолжали вкладывать средства в развитие технологии VoIP. Только вот голосовые провайдеры абсолютно не беспокоились о ее будущем, а просто поднимали тарифные ставки таким образом, что цена звонка по VoIP едва ли отличалась от цены звонка по стационарному телефону.

Следующий мой аргумент - это вопрос качества самой связи, что по сей день остается серьёзным недостатком VoIP. Когда вы звоните по стационарному телефону, вы знаете, что "пакетный приоритет" пройдёт по проводам от начала и до конца. Но когда вы звоните по VoIP, звонок попадает в большое облако, где пакетный приоритет вообще отсутствует. Такая технология удобна для электронной почты или загрузки видео, но не для общения в реальном времени, поскольку связь идёт с задержкой или вообще прерывается.

Можно было бы привести ещё несколько примеров, но, думаю, на этом лучше остановиться. Моя мысль проста: по сути, для VoIP никаких ключевых технологических прорывов так и не произошло. Более того, у VoIP абсолютно нет ценового преимущества перед традиционным видом телефонной связи. Пытаясь сэкономить несколько долларов, вы вынуждены жертвовать качеством звука и своими нервами, когда эта связь внезапно прерывается.

 Так что же всё-таки случилось с VoIP?

Мне вспоминается отрывок из теории Дарвина, где говорится о том, что динозавры со временем эволюционировали в птиц. Я вот считаю, что то же самое случилось и с VoIP.

Оцифровка и пакетизация голосового трафика (равно как и видеотрафика или почты) сегодня повсеместны. В наши дни цифровые магистрали практически всех телеком-компаний основаны на IP, и мы до сих пор зависим от чёткой технологии волокна. И, уверен, это действительно последняя миля, где так много несоответствий и где всё ещё господствуют аналоги.

 Большинство мобильного трафика, а также огромное количество трафика со стационарных телефонных линий по-прежнему перемещаются до места их обработки в цифру в аналоговом формате. И только после всех этих процедур голосовой трафик начинает добираться до другой стороны планеты, чтобы где-то там прозвучать в чьём-то телефоне. Но с VoIP дело обстоит ещё хуже. Тут после оцифровки сигнала ваш голосовой трафик попадает в общий поток всего интернет-трафика. И если в это время кто-то из ваших близких что-то качает из сети - будьте уверены: в лучшем случае вам обеспечены плохое качество или сильные задержки вашего голосового трафика. Т.е опять для хорошего сеанса связи нужно чем-то жертвовать.

Качество связи - один из важнейших приоритетов в голосовом трафике, несмотря на то, что уйма экспертов в один голос твердят: "Это всё новая дедушкина парадигма!". Я люблю сравнивать эту ситуацию с той, которая была с сотовыми телефонами. Вспомните, когда они только появились, качество связи, мягко говоря, было ужасным. Разговоры почти всегда прерывались, или вы едва могли расслышать, что говорит ваш собеседник. Но шло время, менялись технологии и подход к ним, и появилась действительно хорошая связь.

Потребители требовали и получили. Чего не скажешь о голосовой связи через Интернет. Просто стоимость услуги голосовой связи не соответствует качеству самой услуги.

Меня забавляет и то, что людей не беспокоит этот вопрос, если услуга бесплатна. Сказал это не я, а Ofcom, согласно статистике которого 73% Британских граждан в курсе относительно существования сервиса Internet Phone Service, но лишь малая часть из них им иногда пользуется.

Итак, вы, наверное, подумали, что я недруг VoIP и хочу настроить вас против этой технологии? Скажу честно, я огромный поклонник Skype. Преимущество системы Skype-to-Skype перед многими другими конкурентами выражается не только в том, что она бесплатна, но и в том, что она даёт абонентам высокое качество связи. И я задумываюсь, сколько же eBay сможет заработать с продажи этого бизнеса. Вероятно, в своё время компания ещё не так много за него заплатила.

Так что же всё-таки случилось с VoIP? Как и "кривая Гартнера", эта технология жива и здорова. И совсем скоро, после взмаха руки господина Обамы, VoIP появится в миллионах американских домов, а в воздухе тем временем будут витать волны 4G.

От редакции: если у вас есть чем поделиться с коллегами по отрасли, приглашаем к сотрудничеству
Ссылка на материал, для размещения на сторонних ресурсах
/articles/article/15429/kit-vilits-chto-sluchilos-s-voip.html

Комментарии:(3) комментировать

24 декабря 2009 - 23:21
Navu:
#1

VoIP перестал оправдывать прогнозы аналитиков и совсем не торопится хоронить традиционный телеком. О том почему это произошло размышляет Кит Вилитс, президент TM Forum, объединения сотен телекоммуникационных компаний мира.

Полный текст новости


24 декабря 2009 - 23:21
Гость_Клоп_:
#2

Какая очаровательная туфта...


20 января 2010 - 17:45
Гость_Aladdin_:
#3

Человек не видит разницы между IP телефонией и internet телефоном, грустно :-(
Еще грустнее, что такие статьи появляются на наге :-(
"Не уверен, что вы когда-либо видели "кривую принятия технологии Гартнера"" :-)))
А я уверен, что этот умник не отличит мак адрес от ip :-(


Обсудить на форуме

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Зарегистрироваться