1. Статьи
Заметки пользователей
20.08.2019 09:24
PDF
13668
0

Как “дочка” Ростелекома пользователям 80 порт забанила

Утром в среду, 14 августа, пользователи московского интернет-провайдера ОнЛайм обнаружили серьезные проблемы в работе приложений и сервисов. Больше всего проблем возникло у тех, кто покупает у провайдера статический IP-адрес для сервера, установленного дома (ценник на эту услугу у ОнЛайма один из самых высоких в Москве). Оказалось, что провайдер попросту заблокировал своим пользователям доступ извне к 80 порту – одному из важнейших сетевых портов, использующийся для web/http-запросов (сайты и многое другое). О проблеме рассказал один из клиентов провайдера, который держал на статическом IP-адресе ОнЛайма собственный домашний сервер.

"Только очевидное невежество, наглость и несоответствие занимаемой должности этого шедеврального человека могли допустить такую вакханалию, и создать материальный ущерб сотням пользователей, в числе которых и я, имеющим свои домашние сервера.

Да, можно использовать другие порты, можно сделать многое в данной ситуации, но имея веб-сервер на 80 порту я не могу даже настроить бесплатный ssl-сертификат для работы на 443 порту, поскольку для верификации домена необходим доступ на тот самый 80 порт. В такой ситуации единственное, что можно сделать, это блокировка ректального прохода должностного лица,  ответственного за данное решение, в целях защиты и ограничения дальнейшего повреждения интеллекта данного индивида, местоположение мозга которого находится очевидно чуть ниже пояса со стороны спины", – написал разгневанный пользователь на Pikabu.ru.

Как “дочка” Ростелекома пользователям 80 порт забанила

Как “дочка” Ростелекома пользователям 80 порт забанила

На страницах форума ОнЛайма также объявились десятки раздражённых  пользователей, большинство из которых также платили за пользование статическим IP-адресом.

Как “дочка” Ростелекома пользователям 80 порт забанила

Как пояснили чуть позже в техподдержке провайдера, 80 порт был отключен из-за массового взлома роутеров у пользователей. Видимо, в прошивке абонентских устройств, которые провайдер устанавливал своим абонентам, была уязвимость. Но даже столь странное объяснение своих действий не помогло сдержать гнев пользователей.

"Крутится сервер, для него оплачивается фиксированный IP и? И вот вам подарок, дорогие абоненты - платите за воздух! Просто взять и отключить 80 порт... Я даже представить себе не мог, что провайдер додумается заблочить по факту один из основных портов! Грешил на оборудку, что всё, приехали, не мог понять в чем дело и почему роутер готов на всё, но только не на 80 порт...Мне вот прям интересно - кто это придумал и чем он думал? Ставит под сомнение компетенцию руководства и компании в целом. Мне кажется за такую дичь у нас в фирме просто бы уволили", – жалуется один из пользователей.

Как “дочка” Ростелекома пользователям 80 порт забанила

У некоторых пользователей даже были настроены системы слежения за старыми больными людьми на этих портах, которые также перестали работать.

Как “дочка” Ростелекома пользователям 80 порт забанила

По мнению одного из пользователей, отключить 80 порт – это все равно, что запретить колеса на автомобиле, потому что они могут сдуться.

"80 и 8080 реально может провайдер закрыть??? Я, если честно, впервые про такой бред слышу. Серьезно, как в здравом уме можно подписать такое? 

Для тех, кто не особо понимает о чем речь, то представьте, что всем запретили колеса на машинах потому что их может спустить", – пишет пользователь Pikabu.ru

Спустя несколько дней блокировку 80 порта наконец сняли, но что делать пользователям, которые понесли ущерб? На форуме ОнЛайма компенсацию вроде как пообещали, однако в ответе представителя компании прослеживается явное сомнение на этот счет.

"В пятницу порт 80 разблокировали. Он был временно заблокирован из-за уязвимости, позволяющей получить несанкционированный доступ к клиентским роутерам, предоставленным провайдером. Вопрос о компенсации будем решать с каждым клиентом индивидуально и по запросу, т.к. у нас нет информации о клиентах, у которых возникли проблемы с удалённым доступом непосредственно из-за блокировки 80 порта", – пояснили представители компании.

Здесь важно отметить, что ОнЛайм уже давно не местечковый провайдер, после того, как в 2012 году было объявлено о их слиянии с "Ростелекомом". Поэтому и вопрос о возможных компенсациях, скорее всего, будет решать головной офис "Ростелеком", как и большинство вопросов в компании, а значит, не будет урегулирован быстро, а может быть и не решиться вовсе. Впрочем, также считают и абоненты провайдера.

Как “дочка” Ростелекома пользователям 80 порт забанила

Юрист компании "ОрдерКом" Андрей Медведев считает, что у пользователей есть реальный шанс взыскать с провайдера финансовые потери при условии, что он сможет их подтвердить в суде.

"Абонентом ОнЛайма заказана дополнительная услуга "внешний IP-адрес". Данная услуга не является услугой связи, хотя она и технологически неразрывно связана с услугами связи и направлена на повышение их потребительской ценности (пункт 8 Правил оказания телематических услуг связи, утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575).

В таких обстоятельствах - нарушения публичных норм Федерального закона "О связи", иных подзаконных актов, не усматривается.

В то же время, за данную дополнительную услугу абонент вносит плату.

Если абонент сочтёт, что дополнительная услуга оказывается ему не надлежащим образом или не оказывается вовсе - он вправе, по своему усмотрению, требовать:

  • безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;
  • соразмерного уменьшения цены за дополнительную услугу;
  • возмещения своих расходов на самостоятельное устранение недостатков услуги (статьи 723, 783 ГК РФ).


Таким образом, если абонент докажет (а оператор, в данном случае, не спорит) прекращение оказания дополнительной услуги, или её оказание не в полном объёме - то абонент вправе потребовать снижения платы (или полного освобождения от платы) за дополнительную услугу, а если дополнительная услуга и далее не будет оказываться надлежащим образом - отказаться от исполнения договора.

Если ненадлежащее оказание услуги "внешний IP-адрес" привело к возникновению у абонента убытков, связанных с иными услугами - то абонент вправе также потребовать возместить убытки и от прекращения оказания других услуг.

В случае наличия достаточной доказательной базы (или в том случае, если оператор не будет спорить с отключением доступа к порту) - можно взыскать даже упущенную выгоду из-за отсутствия доступа к сайту абонента, если только размещением сайта и иными действиями абонент не нарушал договор об оказании услуг связи", – пояснил Андрей Медведев.

В целом, такие методы ОнЛайма не совсем типичны для интернет-провайдера и больше напоминают тактику Роскомнадзора, когда для решения какой-то проблемы начинают лететь ни в чем неповинные головы. 

По мнению главы интернет-провайдера "Петербургские интернет сети" и одного из основателей пиринговой сети Piter-IX, Николая Метлюка, столь радикальные действия провайдера похожи на "махание шашкой" технических специалистов, которые получили серьезный нагоняй сверху.

"Любые действия, которые не описаны в договоре/правилах - ненормальны. У нас тоже закрыты по умолчанию некоторые порты, чтобы обеспечить безопасность абонентов, но во-первых, это описано в правилах, во-вторых по запросу этот порт можно открыть. Скорей всего, это результат какого-то "шашкомахательства", предположу, что взломали домашний роутер какого-то высокопоставленного чиновника, он набрал руководство РТ, а те отдали приказ "исключить подобные случаи в будущем, ну и технари решили проблему максимально просто", – считает Николай Метлюк.

Тем не менее, некоторые из опрошенных нами представителей провайдеров считают, что действия ОнЛайма вполне правомерны. У многих провайдеров по умолчанию выключены некоторые порты, в том числе и 80. Для их использования, как правило, подключаются дополнительные услуги. 

0 комментариев
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи